Дорогие друзья, уважаемые коллеги, гости моего сайта!

В методической копилке вы сможете найти материал психологической направленности: возрастные особенности детей дошкольного возраста, что такое "темперамент", как формируется характер, консультации для педагогов и родителей на самые разные темы, касающиеся развития, обучения и воспитания детей, интересные находки из интернета и многое другое. Заходите, смотрите, комментируйте, делитесь своим опытом работы.

Download
Практическое пособие Колесо успеха.pdf
Adobe Acrobat Document 1.8 MB
Download
Программа Улыбка (коррекция тревожности)
Adobe Acrobat Document 364.9 KB
Download
Пособие Волшебные фигуры.pdf
Adobe Acrobat Document 2.2 MB
Download
Программа Скоро в школу.pdf
Adobe Acrobat Document 1.3 MB

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Эмоциональность - свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику эмоций и чувств. Одна из составных темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента - впечатлительность, чувствительность, импульсивность.

Экспрессия (словарь психолога-практика/ сост. С.Ю.Головин) - выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешними проявлениями эмоций и чувств человека - в мимике, пантомимике, голосе и жестах. Хотя экспрессия у человека генетически детерминирована, она сильно зависит от процесса научения, направляемого социальными нормами. Экспрессия сильно влияет на характер межличностных отношений. Избыточная или недостаточная экспрессия, ее неадекватность в конкретной ситуации могут стать одним из источников конфликтов.

В эмоционально-экспрессивном развитии детей в период дошкольного возраста условно можно выделить два периода:

· первый (3-4 года) – пропедевтический – период накопления эмоционального опыта, обогащения и дифференциации эмоционального реагирования;

·второй (4-7 лет) – период интенсивного развития, обусловленный появляющейся у ребенка произвольности, возможности управлять своей экспрессией и развития способности распознавать экспрессивные проявления человека, которые в этот период начинают приобретать значение специального предмета познания, ребенок овладевает экспрессивными эталонами выражения эмоций.

 Выделим направления педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития ребенка:

1)    поддержка ребенка в понимании своих эмоций и экспрессии;

2)    содействие овладению эмоциональной экспрессией;

3)    поддержка во взаимодействии с окружающими, помощь в понимании эмоций другого и проявлении эмпатии;

4)    оказание помощи в снятии эмоционального напряжения.

 Основными задачами эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста являются: содействие накоплению эмоционального опыта, расширение и дифференциация эмоционального реагирования, эмоционально-экспрессивных проявлений.

Задачи эмоционально-экспрессивного развития детей на основном этапе, (начиная с 4-летнего возраста):

1) Содействие осознанию ребенком своих эмоционально-экспрессивных проявлений.

-         Уточнение представлений детей об эмоциях и способах их передачи посредством мимики, пантомимики, интонации.

-         Содействие самопознанию ребенка, подведение к осознанию ими своих эмоций и экспрессивного репертуара.

-         Дать детям дополнительные сведения о важности и значимости эмоций, чувств и их внешнего выражения в экспрессии в процессе общения.

-         Формирование словаря эмоций.

2) Развитие способности проявлять эмоции социально приемлемым способом.

-         Побуждение ребенка к выражению своих эмоциональных реакций, мыслей и чувств.

-         Подведение к осознанию ребенком культурных норм выражения эмоций.

-         Развитие произвольности в выражении ребенком своих эмоций.

-         Побуждение ребенка к выражению своей любви к близким людям, симпатии к окружающим.

-         Развитие эмпатии, заботливого отношения к окружающим, основанного на понимании эмоционального состояния другого.

3) Побуждение детей к творческому эмоционально-экспрессивному самовыражению.

-         Развитие творческого воображения и творческих способностей в процессе совместной деятельности (игровой, коммуникативной, художественно-эстетической).

-         Побуждение к поиску способов творческой  самореализации ребенка в различных видах деятельности.

-         Воспитание культуры эмоционального самовыражения ребенка.

Задач решаются в разных возрастных группах с уточнением видов эмоций, доступных усвоению дошкольников, и экспрессивных средств, при помощи которых он может распознать эмоции и передать.

 Методы педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей:

1)    методы ознакомления и осмысления эмоций и экспрессии (рассказ, беседа, показ иллюстраций, рассматривание фотографий и др.);

2)                методы освоения эмоциональной экспрессиеи: - развития произвольности в выражении (игры, упражнения, этюды и др.); - эмоционального самовыражения (ролевые творческие игры, упражнения творческого характера, драматизация и др.);

3)    методы эмоционально-экспрессивного взаимодействия (коммуникативные игры, парные и групповые упражнения, этюды и др.);

4)    методы снятия эмоционального напряжения (психогимнастика, релаксационные упражнения, тренинги и др.).

 Содержание включает совокупность опорных представлений об эмоциях и экспрессии человека; умения распознавать эмоции по экспрессии и демонстрировать эмоциональные проявления социально-приемлемыми способами; опыт творческого эмоционально-экспрессивного самовыражения и эмпатийного отношения к эмоциональному миру другого человека. 

1.     «Давайте познакомимся!» или «Я – человек чувствующий».

Темы этого раздела: «Радость», «Печаль», «Страх», «Гнев», «Удивление» (для детей 4-5 лет), «Зависть», «Вина, стыд», «Спокойствие» и др. (для детей 5-7 лет). В рамках данного раздела происходит знакомство детей с эмоциями и экспрессией человека, подведение их к осознанию своих эмоций и своего экспрессивного репертуара.

2.     «Выразительный человек».

Темы: «Я радуюсь – ты радуешься», «Я грущу – ты грустишь», «Мне страшно – тебе страшно», «Я злюсь – ты злишься», «Мне интересно – тебе интересно» (для детей 4-5 лет). В старшем дошкольном возрасте дополнительно к этим темам «Я завидую – ты завидуешь», «Мне стыдно – тебе стыдно», «Я спокоен – ты спокоен» и др. Работа в этом разделе направлена на познание детьми выразительных возможностей своего тела, совершенствование представлений о роли мимики, жеста, позы, движения, интонации в передаче настроения; формирование социально приемлемых способов проявления эмоций.

3.     «Я – это Я».

Творческое эмоционально-экспрессивное самовыражение детей в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, художественно-эстетической. Игры и упражнения на развитие эмпатии.

Рекомендации родителям

Важно систематически организовывать эмоционально-насыщенное общение в условиях семьи, обогащать жизнь детей разнообразными впечатлениями. Вот несколько рекомендаций для родителей.

1.      Создавайте ситуации сюрпризности, побуждайте детей к песенным, танцевальным, игровым импровизациям; продумывайте сценарии проведения дней рождения, других семейных праздников и досугов.

2.      Систематически читайте ребенку произведения художественной литературы: сказки, рассказы, стихотворения.

Выразительно прочитанная или рассказанная сказка, рассказ, стихотворение обогащают детей незабываемыми эмоционально-окрашенными образами, которые в дальнейшем находят отражение в их рисунках, поделках, играх и др. После прочтения художественных произведений организовывайте «живые» беседы. Анализируя тексты, обращайте внимание ребенка на переживания, внутренний мир персонажей, побуждайте к сопереживанию, выражению отношения к персонажам сказок, рассказов, их поступкам, используя вопросы: «Как ты считаешь? Каково твое мнение? Что ты скажешь по этому поводу?» Можно предложить ребенку вспомнить подобные случаи эмоциональных переживаний из его жизненного опыта. По возможности участвуйте вместе с детьми в драматизации знакомых произведений.

3.      Рассказывайте ребенку про свое детство, про свои приключения, которые приходилось переживать, с красочным описанием звуков, зрительных ощущений, движений, которые сопровождали то или иное событие.

4.      «Раздвигая рамки» прожитого, обыденного, чаще побуждайте детей к экспрессивному самовыражению, проявлению игрового творчества. Для этого привлекайте их к выполнению имитационных действий. Например, гуляя по парку, предложите ребенку показать, как падают осенние листья, как перелетает бабочка с цветка на цветок. В домашних условиях предложите показать, как радуется убежавший от кошки мышонок, как танцует веселый медведь и т. п. Поощряйте разнообразие, оригинальность внешнего оформления эмоций в мимике, жестах, пантомимике, речи ребенка.

5.      Для обогащения процесса организации театрализованной, игровой, художественно-речевой, изобразительной и других видов деятельности периодически приобретайте новые книги, пособия, игрушки. Создавайте вместе с ребенком необходимые атрибуты: маски, шляпы, украшения, используя цветную бумагу, картон, куски ткани и т. д.

6. Систематически посещайте музеи, театры, цирковые представления. Обращайте внимание детей на мимику, жесты, интонацию голоса артистов, передающих различные эмоциональные состояния: радости, страха, удивления, злости, обиды, печали, хвастовства и т. д.

Целенаправленное влияние на эмоциональную сферу создаст благоприятную основу для воспитания ребенка с продуктивным решением задач возраста: развитие образного мировосприятия, постижения окружающего через переживание, обогащение эмоционально-ценностного отношения детей к миру.

 

Ожидаемый результат. Критерии эффективности, показатели, уровни эмоционально-экспрессивного развития дошкольников. Ребенок:

·        владеет представлениями о базовых эмоциях, а также средствах их выражения в мимике, пантомимике, вокальной интонации;

·        владеет словарем эмоций: может назвать эмоциональное состояние человека, изображенного на картинке, выразить в слове свои переживания, охарактеризовать эмоции другого человека;

·        владеет культурой эмоционального самовыражения: знает культурные нормы выражения эмоций; умеет регулировать свои эмоциональные проявления (экспрессию) в соответствии с общепринятыми нормами поведения;

·        умеет демонстрировать свою симпатию, расположение, заботливое отношение к сверстнику и взрослому;

·        умеет регулировать свои действия и эмоциональные реакции в соответствии с пониманием эмоционального состояния другого;

·        владеет способами творческой эмоционально-экспрессивного самовыражения в различных видах совместной деятельности (игровой, коммуникативной, художественно-эстетической).

  МЕТОДЫ

Методы ознакомления и осмысления эмоций и экспрессии разнообразны. Реализуются в работе с детьми всех возрастных групп. Демонстрация видеофильмов, спектаклей дает возможность расширить представления детей об эмоциях и их внешнем выражении. Иллюстрация (показ) репродукций картин, фотографий, сюжетных картинок, иллюстраций из книг к детским сказкам позволяет проанализировать причины, вызывающие те или иные переживания, выделить средства распознавания эмоции (мимика, пантомимика). В ходе работы с иллюстрациями и фотографиями возможно использование следующих приемов (А.М. Щетинина [183]):

-         имитации или «моторного подражания» выражениям различных переживаний воспринимаемого ребенком изображенного человека;

-         прогнозирование, «примысливание» возможных ситуаций, способных вызвать ту или иную эмоцию изображенного человека;

-         выбор рассказа или его придумывание, соответствующее аффективному состоянию изображенного персонажа;

-         придумывание или подбор названия к воспринимаемой эмоционально содержательной картинке и его аргументация;

-         подбор картинки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях к рассказу педагога.

Осознанию ребенком собственных эмоциональных состояний, дифференциации эмоций за счет их вербализации способствуют такие методы, как чтение художественной литературы беседа, рассказ, сочинение историй детьми. 

Чтение художественной литературы. Детская художественная литература является неиссякаемым источником самых разнообразных эмоций, в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляется и новое эмоциональное отношение к окружающему (А.В. Запорожец, Д.М. Арановская, Л.П. Стрелкова).

Беседа предоставляет ребенку возможности для самостоятельных суждений и оценок. В современной научно-методической литературе обосновывается возможность использования различных видов беседы с детьми эмоционального содержания [Мин., Князева, Карелина]. В ходе беседы с детьми по литературным произведениям создаются благоприятные условия для осмысления переживаний героев, возникновения у детей сопереживания [132, с.7-32]. Другой вид беседы о выразительности и изобразительности в произведениях искусства (музыке, живописи, литературы), способствует пониманию эмоционального содержания произведения и средств выразительности различных видов искусств [91; 131]. Беседы об эмоциональных состояниях (радость, грусть, страх, удивление и т.д.), реализуемые в течение дня в различных ситуациях побуждают ребенка к осознанию и вербализации эмоций, способствуют развитию рефлексии и эмпатии.

Рассказ педагога направлен на ознакомление дошкольников с различными эмоциональными состояниями и чувствами окружающих, понимание причин, вызывающих определенные эмоции, побуждение детей к сопереживанию. В рассказах самих дошкольников происходит актуализация  и вербализация жизненного (эмоционального) опыта ребенка, что ведет к осознанию и дифференциации собственных эмоциональных переживаний.

Еще одним эффективным методом является сочинение историй детьми. Он дает возможность ребенку придумать ситуации, когда он радуется, грустит, удивляется и т.д., таким образом, способствует творческой интерпретации имеющегося опыта.

Вторая группа методов методы освоения эмоциональной экспрессией – ориентирована на познание ребенком выразительных возможностей своего тела, развитие умений произвольного управления своей экспрессией, стимулирование творческого эмоционально-экспрессивного самовыражения.  В данную группу входят:

-     игры (словесные, ролевые, игры-драматизации, сенсорные эмоциональные, эмоционально-экспрессивные и др.);

-     разнообразные упражнения (на развитие выразительных движений, на развитие интонационной выразительности речи, на передачу эмоциональных состояний) подражательно-исполнительского и творческого характера;

-     мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния;

-      «мимический диктант» - специальный текст (например, «сценарий фильма») сопровождается мимикой, вокализациями-звукоподражаниями и пантомимикой ребенка. Проводится перед зеркалом, а также может быть записан на видеопленку;

-     создание «автопортрета» - рисунок, «фотография» (рисование своего портрета в игре в фотографию);

-     психогимнастика – игры и этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации;

-     эмоционально-символические методы (основываются на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отра­жает стремление психики к развитию и превращение симво­лов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способству­ет личной интеграции). Две основные модификации эмоционально-символических методов, пред­ложенных Дж. Алланом: 1) групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования; иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения); 2) направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.

-     методы уподобления характеру звучания музыки: мимического, моторно-двигательного (О.П. Радынова).

Методы эмоционально-экспрессивного взаимодействия позволяют развивать коммуникативную экспрессию, способствуют развитию умений понимать эмоциональное состояние другого ребенка, эмоционально откликаться, проявлять сочувствие, эмпатию. Это разнообразные коммуникативные игры, парные и групповые упражнения, этюды,  тренинги (коммуникативные, танцевально-экспрессивные) и др.

Методы снятия эмоционального напряжения позволяют снять эмоциональную и физическую усталость ребенка, тонизировать эмоциональное состояние. В эту группу входят:

-     релаксационные методы – использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники;

-     психогимнастика

-     эмоциональный аутотренинг через эмоциональную идентификацию (отождествление) с любым персонажем;

-      методы музыкотерапии и др.

Отметим, что использование перечисленных методов носит комплексный характер, их умелое сочетание позволит эффективно осуществлять педагогическую поддержку эмоционально-экспрессивного развития дошкольников.

 Большая группа средств эмоционально-экспрессивного развития – группа художественных средств. К ним можно отнести:

-   произведения художественной литературы малой и большой формы, отражающей эмоциональный мир человека;

-   произведения изобразительного искусства (профессиональные фотографии, портреты   взрослых и детей с различными эмоциями; иллюстрации, передающие разнообразные ситуации и эмоциональные реакции детей и взрослых; репродукции картин);

-   аудиотека, состоящая из записей разнохарактерных инструментальных и вокальных музыкальных произведений,  расслабляющей музыки с природными звуками, записей мастеров художественного чтения;

-   видеотека, включающая мультфильмы, детское кино, балет, оперу, театрализованные представления.

Игровое оборудование:

-   настольно-печатные дидактические игры, направленные на эмоционально-экспрессивное развитие ребенка;

-   наборы кукол для различных видов театра (настольного, пальчикового, кукольного);

-   конструкторы типа «Притворщик»;

-   куклы с определенным выражением лица;

-   куклы (объемные и плоскостные) без определенного выражения лица, предполагающие возможность его создания; человечки из проволоки, позволяющие менять положение рук и ног.

Дидактические средства, дающие возможность познакомить дошкольников с эмоциями и их выражением в экспрессии:

-   когнитивные схемы;

-   пиктограммы;

-   графические изображения человека, животных, сказочных персонажей в различных эмоциональных состояниях;

-   шаблоны для рисования людей (детей и взрослых) разного настроения;

-   альбом эмоций;

-   дневник настроения;

-   экраны настроений разных модификаций;

-   альбом с фотографиями детей группы, где они запечатлены  в разнообразных эмоциональных состояниях;

-   шаблоны для рисования людей (детей и взрослых) разного настроения.

 

Правильно организованная предметно-развивающая эмоциональная среда будет способствовать пониманию ребенком эмоционального мира человека, развивать восприимчивость и чувствительность к эмоциональным состояниям и настроениям своим и других, развивать умение устанавливать созвучность эмоций человека с музыкой, живописью, природой, содействовать эмоциональному самовыражению детей в игре, движении, театральной и художественной деятельности.

    Работа по эмоционально-экспрессивному развитию детей осуществлялась последовательно в три этапа:

1.     Начальный этап («Я – человек чувствующий»), направленный на ознакомление детей с эмоциями и экспрессией человека, подведение их к осознанию своих эмоций и своего экспрессивного репертуара.

2.     Второй этап («Я - выразительный человек»), обращенный на познание детьми выразительных возможностей своего тела, совершенствование представлений о роли мимики, жеста, позы, движения, интонации в передаче настроения; формирование социально приемлемых способов проявления эмоций.

3.     Третий этап («Я – это Я»), направленный на творческое самовыражение детей в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, художественно-эстетической; развитие у детей эмпатии.

К получению конечного результата эмоционально-экспрессивного развития дошкольника (расширение способов и средств эмоционального взаимодействия с окружающей действительностью, людьми и самим собой; социализация (окультуривание) эмоционально-экспрессивных проявлений ребенка) шли путем реализации следующей схемы: познание мира эмоций человека – изучение выразительных возможностей тела в передаче эмоций – эмоционально-экспрессивное самовыражение.

 

 

МЕТОДИКА «ГИМНАСТИКА МОЗГА» 

Интерпретация и адаптированный вариант работы докторов Пола Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Открытия этих авторов основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности.

Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Дети ненавидят читать, писать, учиться и любят целыми днями смотреть телевизор? С помощью гимнастики мозга у них появится энергия и стремление к учебе.

Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.

Предлагаем четыре типа упражнений в инструктивном изложении, т.е. так, как должны произносить инструкцию взрослые при индивидуальных или групповых занятиях с детьми.

 1. Движения, пересекающие среднюю линию тела.

Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.

 1.1.  Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» (можно под музыку или пение).

Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь – левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами дви­гайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а те­перь правой рукой левого колена.

1.2.  Упражнение «Ленивые восьмерки».

Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бес­конечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

1.3.  Упражнение «Двойной рисунок».

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что  угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх-вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой – вниз, и наоборот; разводя в разные стороны.

1.4.  Упражнение «Алфавит восьмерками».

Выпишите буквы в ленивую восьмерку, размещая их следующим образом: симметричные справа и слева в центр восьмерки, например: х. Асимметричные с закруглением влево, в левую часть восьмерки, например: э. Асимметричные с закруглением вправо, в правую часть восьмерки, например: р.

1.5.  Упражнение «Слон».

Согните колени, прижмите голову к плечу, вытянув руку вперед которой пишете. Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повтори­те то же с другой рукой.

1.6.  Упражнение «Вращение шеи».

Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Де­лайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос будет звучать сильнее.

1.7.  Упражнение«Рокер» расслабляет бока после длительного сидения.

Сядьте на пол, на коврик. Откиньтесь назад на руки, массируйте бока и ягоди­цы, делая при этом раскачивающие движения кругами, назад и вперед до тех пор, пока напряжение не исчезнет.

1.8.  Упражнение «Перекрестный шаг сидя». Сядьте на коврик. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено –  правый локоть.

1.9.  Упражнение «Брюшное дыхание», выполняется перед обедом для того, чтобы расслабиться и лучше переварить пищу.

Положите руку на брюшную область. Выдохните весь воздух короткими ма­ленькими струйками, словно стремитесь удержать пушинку на лету. Сделайте медлен­ный глубокий вдох, нежно, подобно шару. Ваша рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в легкие.

1.10. Упражнение «Энергизатор» помогает расслабиться.

Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Рас­слабьтесь и дышите глубоко.

 

2. Упражнения, растягивающие мышцы тела.

Помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении.

2.1.  Упражнение «Сова».

Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните го­лову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмот­рите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой ру­кой.

2.2.  Упражнение «Активизация руки».

Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя.

2.3. Упражнение «Сгибание стопы ног».

Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу палевое колено.

2.4. Упражнение «Помпа икр ног».

Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Вы­пад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.

2.5. Упражнение «Гравитационное скольжение».

Сядьте в кресло. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Накло­нитесь вперед, руки плавно опускайте вниз – выдох; выпрямляйтесь, поднимайте ру­ки – вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперед, влево, вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую).

2.6. Упражнение «Заземлитель».

Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох – выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге.

 

3. Упражнения, повышающие энергию тела.

Помогают подключать биллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела.

3.1. Упражнение «Кнопки мозга», выполняется перед чтением.

Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.

3.2. Упражнение «Кнопки Земли».

Сядьте удобно. Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой – к верхнему краю лобовой кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.

3.3. Упражнение «Кнопки баланса».

Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у ос­нования черепа, а левую руку положите на пупок. «Вдохните» энергию. Минутой позже надавите в углублении за левым ухом и «выдохните» энергию.

3.4. Упражнение «Кнопки космоса».

Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку поло­жите на копчик. Постойте так в течение минуты, «вдыхая» энергию вверх по позвоноч­ному столбу.

3.5. Упражнение «Энергетическая зевота».

Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напря­женные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зеваю­щий звук, мягко удаляющий напряжение.

 

4. Поза, углубляющая позитивное отношение, под­нимает настроение.

4.1. Упражнение «Крюки».

Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на гру­ди – левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и по­ложите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в те­чение одной  минуты.

 

В работе с детьми рекомендуем системно при­менять упражнения гимнастики мозга для тренинга определенных функций.

Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки моз­га, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Высшим достижением взрослого, работающего по предлагаемой методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка, ученика с тем, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Например, при выполнении домашних заданий или контрольной работы.

В целом работа Пола Деннисона и Гейл Деннисон является совершенно новым явлением, и адаптация их работы к условиям российской образовательной системы является весьма актуальной. Она становится первым шагом в образовательной кинезиологии – науке, улучшающей обучаемость на уровне работы целостного мозга.

Упражнения могут быть использованы целенаправленно для развития и тренинга определенных навыков и способностей. Таблица представляет систему использования упражнений для развития различных навыков.


Таблица функциональной направленности упражнений

«ГИМНАСТИКА МОЗГА»

 

УПРАЖНЕНИЯ

СФЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Активное слушание

Понимающее чтение

Письмо

Математика

Выполнение домашних заданий

Творческое мышление

Выполнение контрольных работ

Быстрое чтение

Навыки самосознания

Координация тела

1.1. Перекрестные шаги

 

 

 

 

+

+

+

+

 

+

1.2. Ленивые восьмерки

 

+

+

 

 

 

 

+

 

 

1.3. Двойной рисунок

 

 

+

+

 

+

+

 

 

 

1.4. Алфавит восьмерками

 

+

+

 

 

 

 

+

 

 

1.5. Слон

+

 

 

+

+

 

 

 

 

 

1.6. Вращение шеи

 

 

+

+

+

 

 

 

+

 

1.7. Рокер

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

1.8. Брюшное дыхание

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

1.9. Перекрестные шаги сидя

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

1.10. Энергетизатор

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

2.1. Сова

 

 

+

+

+

 

 

+

 

 

2.2. Активизация руки

 

 

+

 

+

+

 

+

 

 

2.3. Сгибание стопы ног

 

+

 

 

 

 

+

+

 

 

2.4. Помпа икр ног

 

+

+

+

 

 

 

+

 

 

2.5. Гравитационное скольжение

 

+

+

+

 

 

 

+

 

 

2.6. Заземлитель

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

3.1. Кнопки мозга

 

 

 

+

 

+

 

 

+

 

3.2. Кнопки Земли

+

 

 

 

+

+

 

 

 

 

3.3. Кнопки баланса

 

 

 

 

+

 

+

 

+

+

3.4. Кнопки космоса

+

+

 

 

 

 

+

+

 

+

3.5. Энергетическая зевота

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

4.1. Крюки

+

 

 

 

 

 

+

 

+

 


МЕТОДИКА "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ"

Эта методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций. Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

«Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, будет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».

Ситуация 1. Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

7. 

Ситуация 2. В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ни чему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

7.

Ситуация 3. Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?

1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

7.

Ситуация 4. Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?

1. «Если честно сказать — сомневаюсь».

2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».

4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

5. «Давай поговорим и выясним проблемы».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

7.

Ситуация 5. Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?

1. «Попробуй только!»

2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».

3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».

4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»

6. «А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».

8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

9.

Ситуация 6Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»

7.

Ситуация 7. «Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Перестань говорить глупости!»

2. «Ничего себе, додумался!»

3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»

4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»

5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

7.

Ситуация 8. Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учителя?

1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».

2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»

3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»

4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».

5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

7.

Ситуация 9. В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». — Что должен ответить ему на это учитель?

1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».

3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».

4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

7.

Ситуация 10. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

1-. «Ну вот, опять!»

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

7.

Ситуация 11. Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»

5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

7.

Ситуация 12. Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что должен на это ответить учитель?

1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».

5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».

6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

7.

Ситуация 13. Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учителя?

1. «Это — плохо».

2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».

3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».

4. «Почему?»

5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»

6. «На вкус и цвет товарища нет».

7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

8. 
Ситуация 14. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Ну и что?»

2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».

7.

 

 Оценка результатов и выводы

Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.

 

Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации

Порядковый номер педа­гогической ситуации

Выбранный вариант ответа и его оценка в   баллах

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

3

4

2

5

5

2

2

2

3

3

5

5

3

2

3

4

4

5

5

4

2

3

3

4

5

5

5

2

2

3

3

2

4

5

5

6

2

3

2

4

5

5

7

2

2

3

4

5

5

8

2

2

4

5

4

3

9

2

4

3

4

5

4

10

2

3

4

4

5

5

11

2

2

3

4

5

5

12

2

3

4

5

4

5

13

3

2

4

4

5

4

5

14

2

2

3

4

4

5

-

-

 

Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

 Примечание. Свободные ответы оцениваются отдельно, и соответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.

Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми.

Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми.

Если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.  

 

 

 


МУЗЫКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Музыкотерапия относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия на ребенка.

Выделяют четыре основных направления действия музыкотерапии:

- эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

- развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

- регулирующее влияние на психотерапевтические процессы;

- повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис («очищение»; облегчение после психического напряжения; освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием музыки), эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами (задача: найти способы перехода к другим типам взаимодействия), повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

При проведении музыкотерапии необходимо подбирать музыкальные произведения, отличающиеся высоким качеством исполнения и звучания. Целесообразнее всего использовать магнитофонные записи с лазерных (компакт) дисков. Особенно тщательно следует выбирать солистов (например, «Аве Мария» Ф.Шуберта в исполнении И.Архиповой и т.д.).

Методика проведения музыкотерапии

(с использованием магнитофонной записи)

Магнитофон следует размещать на расстоянии не менее 1м от группы детей. При  этом рекомендуемый уровень громкости динамика не должен превышать уровень громкости средней разговорной речи. Использовать наушники запрещается из-за возможного электромагнитного и акустического травмирования органов слуха.

Участники группы прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения или более менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут).

 Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющимся действием.

Второе произведение – динамичное, драматичное, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека.

Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

Можно использовать активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.

Музыкальные произведения, используемые для регуляции

1.    Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

Шопен. «Мазурка, «Прелюдии».

Штраус. «Вальсы».

 Рубинштейн. «Мелодии».

 2.   Уменьшение раздражительности, разочарования.

Бах. «Кантата 2».

Бетховен. «Лунная соната», «Симфония ля-минор».

 3.    Для общего успокоения, удовлетворения.

Бетховен. «Симфония 6», часть 2.

Брамс. «Колыбельная».

Шуберт. «Аве Мария».

Шопен. Ноктюрн «Соль-минор».

Дебюсси. «Свет луны».

Записи природных шумов: звук прибоя, пение птиц в лесу, шум дождя, журчание ручья и.т.д.

4.  Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.

Бах. Концерт «Ре-минор» для скрипки, «Кантата21».

Барток. «Соната для фортепиано, «Квартет 5».

Брукнер. Месса «ля-минор».

 5.   Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.

Моцарт. «Дон Жуан».

Лист. «Венгерская рапсодия 1».

Хачатурян. Сюита «Маскарад».

 6.  Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности, настроения.

Чайковский. «Шестая симфония», 3 часть.

Бетховен. Увертюра «Эдмонд».

Шопен. «Прелюдия 1, опус 28».

Лист. «Венгерская рапсодия 2».

 7.    Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.

Бах. «Итальянский концерт».

Гайдн. «Симфония».


СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА  В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ

(Шипицына Л.М. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста, стр.80)

                                                               Характеристика гиперактивности

                        В последнее время специалисты пришли к выводу, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» - СДВГ. СДВГ является самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте.

            Каковы же проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью?

Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезмерно подвижны, бегают, крутятся и т.п. Избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки.

Импульсивность у детей с СДВГ выражается в том, что ребенок часто действует не подумав; на занятиях и в играх он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы.

Нарушения внимания проявляются у детей с СДВГ в слабости концентрации, неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемость. Хуже всего гиперактивные дети выполняют неоднократно повторяющиеся задания, кажущиеся им скучными, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.

            Кроме трех основных перечисленных выше проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, многие авторы (Н. Н. Заваденко, П. Уэндер, Р. Шейдер и др.) обращают внимание на так называемые дополнительные признаки. К ним относят:

1.       Нарушения координации. Это могут быть нарушения тонких движений (мелкой моторной координации), нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации.

2.       Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.

3.       Нарушение межличностных отношений. У детей с СДВГ часто осложнены взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Они стремятся руководить другими, поэтому у них бывает мало друзей. Дети с гиперактивностью все время ищут товарищей, напарников для игр и занятий, но быстро их теряют из-за своих особенностей: невнимательности во время игр, отвлекаемости, импульсивности, частого желания заняться чем-то другим и пр.

   Во взаимоотношениях со взрослыми дети с СДВГ отличаются своей «невоспитуемостью»: на них не действуют обычные наказания и поощрения, и часто ни ласка, ни похвала не стимулируют хорошее поведение. Такие дети становятся очень «трудными» практически для всех окружающих взрослых. Они часто оказываются эпицентром домашних ссор и конфликтов. Также синдром дефицита внимания с гиперактивностью – частая причина исключения из школы или перевода в школу для детей с интеллектуальной недостаточностью (несмотря на нормальный уровень развития интеллекта).

4.       Поведенческие расстройства. У детей с СДВГ возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, например, они могут мешать педагогам, отвлекать других детей и провоцировать их неправильное поведение во время занятий. Поведенческие расстройства при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью наблюдаются часто, но не всегда.

5.       Другие особенности. У детей с СДВГ чаще встречается энурез, они хуже засыпают, а утром часто бывают сонливы.

            Американский психолог В. Оклендер характеризует гиперактивность детей так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».

            СДВГ у детей встречается довольно часто, но все исследователи подчеркивают более высокую распространенность заболевания среди мальчиков по сравнению с девочками (9:1). Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы (А.Н.Корнев, 1986).

            Гиперактивность к подростковому возрасту значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами СДВГ, в подростковом и зрелом возрасте велик риск социальной дезадаптации (поведенческие расстройства, нарушение личности, например, психопатия; алкоголизм, наркомания).

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению причин наблюдаемых нарушений поведения, окончательной ясности в этом вопросе пока не достигнуто. Предполагается, что на развитие синдрома влияет множество факторов, в числе которых называются:

- органическое поражение головного мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекции и пр.);

- пренатальная патология (инфекционные заболевания матери во время беременности, обострения хронических заболеваний, угроза выкидыша и пр.);

генетический фактор (семейная предрасположенность, особенно по линии отца);

-    психосоциальные факторы, действующие на ребенка до его рождения (стрессы и психотравмы, испытываемые матерью во время беременности, нежелание иметь данного ребенка, возраст родителей);

- заболевания, нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность и др.);

-    особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС);

-    влияние неблагоприятных факторов внешней среды (предполагается, что поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызывать подобные нарушения);

- социальные факторы (непоследовательность, отсутствие системы воспитательных воздействий и пр.).

            Работа по сопровождению дошкольника с СДВГ должна проводиться комплексно. На первый план здесь выступает скоординированность всех участников процесса сопровождения, выработка единого подхода, одинаковое понимание сути проблемы. В ходе сопровождения необходимо объединять и правильно сочетать различные подходы (медицинский, психолого-педагогический, «родительский»). Необходимыми условиями успешности сопровождения ребенка с СДВГ являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи. Взрослый должен быть готов к длительной работе, а не к быстрому результату, хотя при уравновешенном подходе результаты могут стать заметными достаточно скоро.

            Необходимым моментом коррекции гиперактивности служит изменение окружения ребенка в д/с и дома с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций.

 

      При работе с гиперактивными детьми взрослым следует пользоваться следующими рекомендациями:

1.       Не следует заставлять гиперактивного ребенка заниматься больше, чем он может. Например, если все дети могут продуктивно заниматься определенной деятельностью в течение 20 минут, а Гиперактивный утомляется через 10 минут, то лучше включить его в другой вид деятельности (попросить полить цветы, сложить карандаши и пр.). После этого он может продолжить прерванную работу.

2.       Во время занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

3.       Быть экспрессивным, театральным родителем (воспитателем): необычность в поведении педагога может помочь ребенку сконцентрировать внимание.

4.       Не требовать от ребенка большой аккуратности при выполнении заданий в начале коррекционного пути. Таким образом способствовать формированию чувства успеха. Дети должны получать удовольствие от выполненного задания, у них должна повышаться самооценка.

5.       Ребенка лучше посадить рядом с собой: время от времени можно положить руку на плечо ребенка, так как любые тактильные ощущения помогают гиперактивным детям сконцентрировать внимание.

6.       Гиперактивному ребенку сложно быстро переключиться по требованию взрослого с одного вида деятельности на другой. Помогите ему, выработав, например, конкретные правила поведения и работы. Эти правила обозначаются символами, пиктограммами и по мере необходимости предъявляются дошкольнику. С ребенком заранее обговаривается их содержание и область применения. Однако следует объяснить ребенку: если он нарушит правило – не все потеряно. («У тебя обязательно получится!», «Я рядом, помогу»).

7.       Для более эффективной работы можно заранее обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать при выполнении задания.

8.       Инструкции, которые взрослый дает ребенку, должны быть очень конкретными и содержать не более 10 слов. Говорить недолго, четко дать задание, установить правила и последствия их выполнения  (невыполнения).

9.       Гиперактивного ребенка следует чаще поощрять. Например, достаточно часто выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на награды (лучше не материальные): право идти на прогулку в первой паре, раздавать детям игрушки, альбомы, карандаши и т.д.

10.   По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка. Прежде чем реагировать на неприятный поступок, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до 10).

11.   Старайтесь быть рядом с ребенком, когда он выполняет какое-либо задание.

 

Памятка для родителей

Как воспитывать детей с расторможенным,

неуправляемым поведением?

         Ребенок невнимателен, излишне возбудим, не может контролировать свое поведение. «Без тормозов», «реактивный двигатель» - такими эпитетами родители часто «награждают» своего ребенка.

            В то же время до поступления ребенка в детский сад многие родители не считают его поведение странным и не обращаются к специалистам. Поэтому для них большим открытием становятся жалобы воспитателей на неуправляемость, неусидчивость, неорганизованность, непослушание их ребенка. И в этом нет ничего удивительного, так как даже специалистам трудно разграничить патологически гиперактивных детей и детей с нормальной, свойственной многим ровесникам дошкольного возраста высокой двигательной активностью.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – не результат дурного характера или неподходящего темперамента и не упрямство, которое непременно нужно сломить, а, вполне вероятно, специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка, возможными травмами, о которых взрослые не знают или не помнят. Мамы и папы, бабушки и дедушки должны понять, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его.

 Если врач назначил такому ребенку лечение, то родители должны понимать, что улучшение его состояния «зависит не только от специально назначенного лечения, но и в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания  гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей» (Н.Н.Заваденко, Т.Ю.Успенская, 1994).

Психологи советуют родителям вести постоянные и целенаправленные наблюдения за ребенком. Это необходимо, чтобы взрослый смог лучше понять, какие трудности испытывает ребенок в течение дня, с чем ему удается справляться, а с чем нет.

                           Критерии патологической гиперактивности

1.            Беспокойные движения.

2.            Неумение сидеть на месте, когда это требуется.

3.            Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4.            Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди (в играх, занятиях).

5.            С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

6.            Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

7.            Неумение играть тихо, спокойно.

8.            Впечатление, что ребенок не слышит обращенных к нему слов.

9.            Постоянные разговоры с кем-либо.

10.        Навязчивость, приставание к другим.

11.        Совершение опасных действий без мыслей о последствиях.

12.        Частая потеря вещей, игрушек.

 

Наличие у ребенка по крайней мере 7-ми из перечисленных выше признаков – основание для обращения к психологу.

Расторможенный, неуправляемый ребенок может поставить в тупик взрослых, которые, как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не может с этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.

 Конкретные рекомендации родителям гиперактивного ребенка

·          Проконсультируйтесь у специалистов: невролога, психолога, педиатра, воспитателей.

·       Выработайте единую тактику поведения для всех взрослых, контактирующих с гиперактивным ребенком.

·            Воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить,- с другой.

·         Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя». Исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю», «ты что, глухой, сколько можно говорить!».

·   Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания. Избегайте излишней пунктуальности, жестокости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.

·              Занимаясь с ребенком, дайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.

·              При объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунок, картинки и др.).

·   Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.

·              Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна.

·              Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.

·              Не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет с еще одним, но не более того).

·              Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах.

·              Каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он должен достичь. Обязательно похвалите его за это или тем или иным образом поощрите.

·              Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм. Помогите ему найти какое-то увлечение, хобби. Однако перегружать ребенка занятиями в разных кружках не следует, в частности в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. Это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий.

 

·              Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка

ВЛИЯНИЕ ИГР С ПЕСКОМ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Создателем метода Sandplay («Игра с песком») является Дора Калфф, ученица К.Г.Юнга и исследовательница культур Востока. Она также училась у английского детского психотерапевта Маргарет Ловенфельд, которая в 1929 году предложила на терапевтическом сеансе детям ящичек с песком, воду и миниатюрные игрушки. Ловенфельд называла это «техникой построения мира». Сегодня Sandplay является полноценной психоаналитической техникой, призванной во всем мире.

Песок пропускает воду, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. В связи с этим песочницу рекомендуется обязательно иметь в кабинете психолога. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций.

С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.

Необходимое оборудование:

1.     Две песочницы: деревянные ящики с ручками (для переноски). Песочница должна быть водонепроницаемой, так как во многих играх с песком используется вода. Изнутри песочница выкрашена в голубой цвет. Располагается песочница на уровне стола ребенка.

2.     Чистый, просеянный, прокаленный песок. Лучше использовать кварцевый. В одной песочнице песок сухой, в другой – влажный.

3.     Игрушки и миниатюрные фигурки высотой не более 7-8см:

- фигурки людей;

- здания (дома, школы, церкви, замки);

- животные (домашние, дикие, морские, древние);

- машины (сухопутные, водные, космические, боевые);

- растения (деревья, кусты, цветы, овощи, фрукты);

- постройки (мосты, ограды, ворота, загоны для скота);

- природный материал (ракушки, веточки, камешки, шишки, косточки);

- символические предметы для загадывания желаний, коробочки с «сокровищами и драгоценностями»;

- фигурки сказочных героев (добрых и злых);

- пластиковые или деревянные буквы, цифры, различные геометрические фигуры, счетные палочки и т.д.

     Игрушки должны быть расставлены на специальных полках, быть «под рукой» в нужный момент и находиться в поле зрения ребенка.

Коррекционно-развивающие занятия с песком

 Упражнение 1.

Цель: развитие восприятия, образной памяти, мышления (анализ), речи.

Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее. В песочнице предварительно закопана «отгадка». Откопав то, что спрятано, ребенок проверяет правильность ответа.

 Упражнение 2.

Цель: развитие восприятия, образной памяти, мышления (анализ, синтез), речи.

Взрослый описывает спрятанный в песке предмет, а ребенок должен отгадать, что это. Затем, откопав предмет, ребенок проверяет правильность догадки.

 Упражнение 3.

Цель: развитие целостного восприятия предмета, внимания, образной памяти, мышления.

В песочнице закапываются игрушки так, чтобы было видно лишь часть спрятанного. Для детей младшего дошкольного возраста – видимая часть достигает половины всей спрятанной игрушки, для детей старшего дошкольного возраста – видимая часть уменьшается. Ребенку предлагается отгадать по видимой части, что спрятано в песке. Откопав игрушку, ребенок проверяет свою догадку.

 Упражнение 4.

Цель: развитие восприятия цвета, конструктивных навыков.

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом – красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

 Упражнение 5.

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, группировки, классификации; ориентировки на малой площади, речи.

Детям предлагаются игрушечные фрукты и овощи, и просят посадить сад и огород, фрукты - отдельно, овощи – отдельно. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет.

 Упражнение 6.

Цель: развитие внимания, зрительной памяти, мышления (сравнение, рассуждение).

Ребенок строит в песочнице «лес» и заселяет его миниатюрными фигурками диких животных. Потом ребенок отворачивается, а взрослый меняет фигурки местами, может убрать какую-либо игрушку или добавить. Затем ребенок рассматривает лес и рассказывает, что изменилось в лесу за время его отсутствия.

 Упражнение 7.

         Цель: развитие ориентировки в пространстве, образно-логического мышления.

 

Ребенок вместе со взрослым чертит карту-схему «необитаемого острова», на котором спрятаны сокровища. Потом строит в песочнице этот «остров» по нарисованной схеме. Затем взрослый прячет на «острове» сокровища, помечая их местонахождение на карте крестиком. Ребенок должен, рассмотрев карту, найти спрятанный клад в песочнице.

 

Создание лего-мультфильма «Добрые дела паровозика Чух-чух»

(мастер-класс педагога-психолога А.В.Девятко)

 Мини-технология «Лего-мультфильм» – современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей. Заинтересовавшись этой темой, я изучила специальную литературу, в интернет ресурсе просмотрела видео-уроки по созданию мультфильма и готовые детские мультфильмы. Загоревшись новой идеей, хотелось как можно быстрее воплотить ее в жизнь. Однако, не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

Во-первых, создание мультфильма – это очень кропотливый труд, требующий от всех участников внимания, усердия, дисциплины, сосредоточенности и терпения (далеко не все дети могут заниматься такой деятельностью); к тому же результат сильно отсрочен во времени (чтоб отснять мультфильм продолжительностью 4 минуты 24 секунды у нас ушло 2 месяца кропотливого труда).

Во-вторых, необходимо иметь фотоаппарат или видеокамеру – для фото/ видеосъемки, специальный штатив, на котором крепится аппаратура, компьютер для обработки отснятого материала.

В-третьих, на компьютере должна быть специальная программа (я использовала программу «Киностудия Windows live»). В данной программе можно монтировать фильмы/мультфильмы: удалять лишние кадры, перетаскивать с одного места на другое, многократно копировать один и тот же фрагмент (например, моргание глаз, качание на качели и т.д.), записывать голоса детей, звуковые эффекты, музыкальное сопровождение и соединять озвучку с отснятым материалом.

Подготовив все необходимое, мы приступили к процессу создания мультфильма.

Первый шаг – выбор сюжета. Дети подготовительной к школе группы, создавая лего-постройку и обыгрывая его, придумали сюжет о паровозике и его друзьях. Этот сюжет и лег в основу сценария лего-мульфильма «Добрые дела паровозика Чух-чух».

Второй шаг – выбор участников данного проекта и распределение ролей. В создании мультфильма приняли участие 5 детей подготовительной группы, придумавшие сюжет.

Третий шаг – создание игрового поля. В качестве киностудии мы выбрали мой кабинет. Совместно с детьми построили дома, железную дорогу и собрали из лего-деталей главного героя сюжета – паровозика Чух-чух. Чтоб придать сюжету (картинке) красочность и натурализм, дети собрали (сконструировали) деревья, цветы. На фоновом панно закрепили солнце и облака. Все декорации установили так, чтоб детали и само игровое поле не двигались во время сьемки

Четвертый шаг – работа над сценарием. Дети пошагово проговаривали свои ролевые слова, двигали фигурки на игровом поле. По ходу репетиции, если возникала необходимость, меняли расположение предметов, героев, расположение самих детей по отношению к их персонажам.

Пятый шаг – фотосьемка мультфильма. Каждый из детей побывал в роли оператора, он занимал место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе). Остальные  дети осуществляли действия в кадре, переставляя фигурки героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.

Шестой шаг – монтаж мультфильма. Вместе с детьми мы просмотрели весь отснятый материал – более 500 кадров, после отбраковки осталось 482 кадра. Монтаж делала я сама, а дети были в роли наблюдателей.

Седьмой шаг – озвучка мультфильма. Каждый ребенок произносил свою реплику на подходящем кадре. Далее звук накладывался на сюжет. Для лучшего восприятия сюжета мы использовали звуковые эффекты (гудок паровоза, стук колес, музыкальное сопровождение).

Восьмой шаг - создание титров и вывод мультфильма на запись.

Таким образом, создавая лего-мультфильм, дети приобрели ни с чем несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, познакомились с новыми для них видами творчества: конструирование картинки мультфильма, видео-  и фотосъемка, монтаж, звуковое сопровождение.

Созданный мультфильм педагоги ДОУ использовали в работе с детьми как элемент занятия по развитию связной речи. Детям подготовительной группы предлагалось просмотреть мультфильм без звукового сопровождения и придумать рассказ. И как итог занятия – видеосюжет, придуманного детьми «Приключение паровозика Томаса».

Повторяйте каждый день это упражнение в течение 7 дней

и Вы увидите, что случится!

 

Если каждый день вы будете проговаривать это упражнение 1-5 раз (читать вслух), то через две недели вы заметите ошеломительные результаты.

Упражнение:

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа

лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии,

но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали,

а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал,

как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто,

да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что,

дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент;

лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,

где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке,

который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку,

купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,

а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то,

что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;

но на самом деле турка не был в деле,

да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал,

за что Клара у Карла украла кларнет,

а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали;

но грех — не смех — не уложить в орех:

о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, —

вот и не до бомбардира ворам было, и

не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;

зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова:

раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова,

и два дровосека, два дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары

выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,

где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;

цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;

молодец против овец, а против молодца сам овца,

которой носит Сеня сено в сани,

потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках:

санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб,

а Сашка только шапкой шишки сшиб,

затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел;

Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку,

да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки —

аккурат в медовик, но ей не до медовика —

Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит:
жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится:

была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет,

что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей,

что у ужа — ужата, а у ежа- ежата,

а у него высокопоставленный гость унес трость,

и вскоре опять пять ребят съели пять опят

с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины

и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши;

о всем о том около кола колокола звоном раззванивали,

да так, что даже Константин — зальцбуржский бссперспективняк

из-под бронетранспортера констатировал:

как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать,

так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;

но попытка — не пытка.

 

И еще несколько советов:

1.     Положите в рот несколько орехов и произносите скороговорки, варьируя темп от медленного к быстрому.

2.     Используйте разное количество и крупность орехов, усложняя задачу.

3.     Запишите на диктофон отрывок определенного текста. Послушайте что именно слышит ваш собеседник. Вряд ли вам понравится то, что вы услышали.

 

Записывайте до тех пор, пока ваша дикция не достигнет удовлетворительного уровня.