Психологические игры и упражнения для детей от 3 до 4 лет

Цель:

- повышение самоуважения ребенка, развитие спонтанности;

- снижение у детей агрессивности и страхов;

- улучшение взаимоотношений с окружающими.

 «Здравствуй, я котик!»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Воспитатель держит в руках мягкую игрушку – котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапу и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котенок, я Сашенька».

«Раз – два – три, заяц, замри!»

Цель: способствовать развитию спонтанности детей.

Дети ходят по комнате. Воспитатель говорит им: «Сейчас вы будете превращаться в тех животных, которых я назову. Когда я дам команду: «Раз- два – три, замри!» - вам нужно будет перестать двигаться и замереть. Например: «Попрыгайте, как зайцы. А теперь – «Раз- два – три, заяц, замри!» по команде воспитателя дети замирают в позе зайца. Для маленьких детей позу показывает сам воспитатель, старшие дети придумывают позы самостоятельно. Дальше воспитатель может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей – волков, медведей, и после этого дать им команду «Раз- два- три, медведь (волк), замри!».

«Покажи чувства руками»

Цель: способствовать развитию спонтанности детей; развивать рефлексию эмоциональных состояний.

Воспитатель предлагает детям представить, что их руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться и т.д. Затем дети, глядя на воспитателя (он задает образец движений), показывают, как их руки прыгают по столу (по коленкам), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в комочки и дрожат (боятся).

«Пальцы-мышки»

Цель: способствовать самовыражению детей.

Дети превращают свои пальчики в мышат и тихонько бегают ими по столу, по своим коленкам, потом – по коленке соседа.

«Повторяй за мной»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Детям предлагается, повторяя за воспитателем, показать и погладить свои ножки, ручки, щечки, пальчики.

«Мы веселые ребята!»

Цель: способствовать самовыражению детей; развивать внимание и восприятие цвета. 

- Ребята, мы сейчас поиграем в интересную игру. Когда я покажу красный круг – вы будете громко топать, желтый круг – весело хлопать, зеленый круг – прыгать на двух ножках.

 


Психологические игры и упражнения для детей от 4 до 5 лет

Цель:

- повышение самоуважения ребенка, развитие спонтанности;

- снижение у детей агрессивности и страхов;

- улучшение взаимоотношений с окружающими.

«Имя шепчет ветерок»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

            Ведущий просит детей представить, что с ними хочет подружиться ... ветерок. Он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка так, как это сделал бы ветерок, то есть тихонечко: «Ван-я-я, шур-шур-шур». Потом дети придумывают, как их мог бы позвать дождик или камешки на дороге.

Капелька, льдинка, снежинка

Цель: способствовать самовыражению детей.

              С помощью ведущего дети изображают капельку (руки вверху полукругом, свободные), льдинку (руки сомкнуты вверху, напряжены), снежинку (руки в стороны, свободные, очень мягкие).

Потерялась девочка

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Дети сидят в кругу, воспитатель «делает объявление по радио»:  «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)...» — и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в детский садик к вам пришла (пришел)».

 «Пряничная куколка»

 Цель: содействовать развитию у детей положительного образа Я.

               В этой игре взрослый «лепит» из ребенка пряничную куклу. Для этого ребенок ложится на матрасик (или на стол) и превращается в тесто. Сначала взрослый «замешивает тесто» — поглаживает тело ребенка, затем он добавляет в тесто различные качества и характеристики (по желанию ребенка), такие как красота, ум, хорошие друзья и т. п. После этого он приступает к лепке «куколки»: вылепливает ручки, ножки, тело, голову. Делает это он легкими поглаживающими движениями, приговаривая что-нибудь вроде: «Какие ручки замечательные получились, а головка еще лучше!» Когда «куколка» готова, взрослый вдувает в нее жизнь со словами «Куколка, живи!». Затем взрослый предлагает ребенку подойти к зеркалу и посмотреть, какая чудесная куколка получилась.
             Это упражнение можно проводить с участием всех детей. Тогда каждый ребенок становится помощником пекаря и представляет собой «муку», «сахар» и т.д.

«Обиженный кустик»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

            Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.

«Массаж чувствами»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

            Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т.д.

«Чьи колени?»

Цель: содействовать формированию доверия.

            Одному из детей – водящему – завязывают глаза, раскручивают и сажают на колени какому-нибудь ребенку, который, изменяя голос, называет имя водящего. Водящему необходимо узнать, на чьих коленях он сидит.

«Злая Черная Рука»

Цель: способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.

            Воспитатель рассказывает сказку о Злой Черной Руке, которая била, толкала детей, отнимала игрушки, причиняя всем боль и зло. Дети по очереди садятся на «волшебный стульчик» за ширму и показывают Злую Черную Руку. Далее дети обсуждают, как выглядели Черные Руки, и вспоминают ситуации, в которых их собственные руки были Злыми и Черными (например, когда дрались, обижали другого, отнимали игрушку). В результате обсуждения дети приходят к выводу, что Черную Руку никому не хочется иметь. Далее все дети своими руками изображают Злую Черную Руку, напрягая мышцы и скрючив пальцы. После слов ведущего: «Добрая Рука» - они быстро снимают напряжение и изображают Добрые и Ласковые Руки.


Психологические игры и упражнения для детей от 5 до 6 лет

Цель:

- повышение самоуважения ребенка, развитие спонтанности;

- снижение у детей агрессивности и страхов;

     - улучшение взаимоотношений с окружающими.

«Шалтай-болтай»

Цель: помочь снять мышечное напряжение, расслабить мышцы рук, спины и груди. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем игрушками «Шалтай-болтай», которые сидят на стене.

Шалтай-болтай сидел на стене. Шалтай-болтай свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз».

«Насос и мяч»

Цель: помочь расслабить максимальное количество мышц тела; игра направлена на формирование коммуникативных навыков, дружелюбия, умения сотрудничать.

«Ребята, выберите себе пару. Один из вас – большой надувной мяч, другой насосом будет надувать этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч без воздуха). Партнер начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает первую порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова, после четвертого – надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Ребенок, надувавший мяч, выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем партнеры меняются ролями.

«Слепой танец»

Цель: развивать доверие друг к другу; снимает излишнее мышечное напряжение.

«Выберите себе пару. Один из вас получат повязку, он будет «слепой». Другой ребенок остается «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук (1-2 минуты). Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с закрытыми глазами.

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Цель: регулировать поведение возбужденных или легковозбудимых детей, успокоить их. Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию.

Материал: три круга (красный, желтый, синий) – это сигналы.

   Когда воспитатель поднимает красный круг – «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; если желтый круг – «шепталку» - разрешается тихо передвигаться и шептаться; при виде синего круга – «молчалки», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

«Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствует повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по кабинету, группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они его боятся? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Волшебный стул»

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с подгруппой детей (5-6 человек) на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовит корону и «Волшебный стул» - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всей детей группы, причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры предложить детям придумать варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказывать что-то хорошее о короле.

«Театр масок»

Цель: помочь детям расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

Ребята! Мы с вами посетим «Театр масок». Вы все будете артистами, а я – фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга. (Дети  с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу) Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

А теперь изобразите Ворону (из басни «Ворона и лисица») в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр. (Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображая клюв) Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!

А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда она поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком». (Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот) Замрите! Спасибо!

А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы!

Замечательно! Хорошо потрудились!

Далее психолог или воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например, так: «Все работали хорошо, особенно страшной была маска Вити, когда я смотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!»

Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем, посидим молча, расслабимся. Всем спасибо!