ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.

1 этап. В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением. 

2 этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.
3 этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, употребление для других целей.

          Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия одним и тем же предметом. Поэтому, предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.
         Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.

          В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет: Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили».

          С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляция поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.
          Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого - правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2—3-х лет способен различать: — 5 форм (круг квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
— 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

          Основной способ познания ребенком окружающего мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.    Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.

          В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

           В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три лошадки будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки — «мокриться»).
           Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

         Основными чертами ребенка 2—3-х лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене


РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

            Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью.  

           Ознакомление с окружающим. Ребенок способен сосредоточить внимание на заинтересовавшем объекте. Например, длительно наблюдать распускающийся на клумбе цветок, птичек, прилетающих к кормушке и др. Наблюдение приобретает значение специальной деятельности. Знания о человеке приобретают ассоциативный характер, выстраиваются в систему:

- элементарные знания о строении человека. Называет части тела, их функции;

- по аналогии знает названия частей тела животных в сопоставлении с человеком: у людей руки – у птиц крылья, у людей нос – у птиц клюв и др. Делает более широкие обобщения: все живые существа имеют глаза, уши, ноги или лапы, все двигаются, всем необходимы пища и вода;

- человек и его дом (мебель, одежда, посуда, предметы быта и т.п.);

- человек и растительный мир (деревья, цветы, трава; огородные и садовые культуры – овощи и фрукты – результаты труда людей и пр.);

- человек и животный мир – домашние и дикие животные. «Кто с нами рядом живет?» - «Кошка, собака…» «Кто живет в лесу?» - «Волк, лиса…»;

- человек и общественный (социальный) мир: профессии людей; общественный транспорт; народные гулянья;

- человек и его деятельность: бытовая, игровая, художественная, трудовая (уборка дома, работа на огороде; футбол, шашки, лото; игра на музыкальных инструментах, пение и танец; профессиональный труд: лечение людей, выпечка хлеба, уборка улиц, украшение зданий, площадей и др.).

              Малыш имеет знания о больших и маленьких в окружающем мире. Знает названия не только животных, но и их детенышей. Знает и называет некоторых экзотических животных, не встречающихся в нашей стране (слон, тигр, крокодил, черепаха и др.).

              Знает названия и хорошо ориентируется среди предметов, функционально соотнося их с деятельностью человека. Например: кисти и краски – для рисования; пылесос, щетка, веник – для уборки дома; лопата, лейка, грабли – для работы на огороде; мочалка, мыло, полотенце – для купания; тарелка, чашка, ложка – для еды и т.п.

              Пассивная речь. Имеет большой словарь понимаемых слов, в 5-8 раз превышающий активный словарь (последний зависит от окружающей речевой практики и социальной среды). Может с интересом, длительно слушать чтение или рассказ взрослого без показа картинок, иллюстраций. Проявляет интерес к сказкам, записанным на аудиокассетах.  Прислушивается и эмоционально реагирует на разговоры взрослых между собой.

             Активная речь. Ребенок говорит простыми, связными фразами. Может употреблять небольшие сложноподчиненные предложения, слова «потому что», «когда», «поэтому». Например: «Буду летать на самолете, когда вырасту», «Зайка ел снег, поэтому заболел» и т.п.  Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.

              Количество слов в 3 года в активной речи достигает до 1500 и более. Такой существенный рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, развитием общения с окружающими людьми.    Свободно владеет названиями существительных собирательного (обобщенного) значения: игрушки, одежда, мебель, овощи, фрукты, транспорт и пр.

             Употребляет все части речи, в том числе наречия (близко – далеко, темно – светло, весело – грустно), числительные (один, два, три), понятия «много», «мало», местоимения (он, она, они).

           Грамматически правильно согласует слова в простых предложениях по роду, числу и падежу:

- строит предложения, употребляя глаголы в прошедшем, будущем и настоящем времени;

- употребляет вопросы: Кто?, Что?, Зачем?, Где?, Когда?, Кому?, За что?, Как? И т.п.;

- наиболее часто начинает употреблять вопрос «Почему?», раскрывающий причинно-следственные отношения в окружающем мире. Например: «Почему идет дождь?», «Почему кошка говорит «мяу», а собачка «ав-ав»?».

           Называет близких по имени, знакомых и некоторых людей ближайшего окружения может называть по имени и отчеству. Знает свою фамилию, может запомнить домашний адрес (если взрослые считают это необходимым).

           Пользуется ролевой речью в игре: говорит за себя и за куклу (мишку, зайку). Может говорить по телефону, а также имитировать телефонный разговор в игре.

           Произносительная сторона речи. Дети интенсивно овладевают звукопроизношением: правильно артикулируют многие звуки – гласные и простые согласные. Исключение могут составлять свистящие – «з», «с», шипящие – «ж», «ш», сонорный – «р». Нормой для детей 2,5 лет будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков: т, д, н, к, г, х, в, с, з.

          Ребенок быстро запоминает потешки, стихи, песенки, сказки. Может проявлять склонность к рифмованию слов, словотворчеству. Это и бесконечное повторение одного и того же слова, и непрерывное манипулирование словом путем его изменения, и составление чисто бессмысленных рифм и ритмов. Такое действие со словами является мощным средством усвоения звуковой формы слов, развития фонематического восприятия, укрепления артикуляционного аппарата.

           Малыш стремится к диалогу со взрослыми и детьми. По собственной инициативе высказывается на темы личного опыта, выходящие за пределы ситуации (по воспоминаниям), а также о происходящем в данный момент.

Рекомендации родителям

·               Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

·               Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, не перебивая.

·               В разговоре с ребенком правильно называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.

·               Ваши объяснения должны быть простыми и понятными. Говорите четко, ясно.

·               Будьте терпеливы. Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?».

·               Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное, внимательно рассматривайте все иллюстрации.

·               Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

·               Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.

·               Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он смог бы рассказать.

·               Приобретайте диски с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

·               Регулярно водите ребенка в библиотеку.

·               Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

·               Не теряйте чувства юмора. Играйте с ребенком в разные игры. Чаще делайте что-либо сообща, всей семьей.

·               Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес; имена родных и близких.

·               Чаще советуйтесь со специалистами, читайте книги по вопросам воспитания.


Некоторые особенности поведения трехлетних детей

и как с ними справляться

1. Ребенок капризен, упрям, эгоистичен – возможно, родители ущемляют его свободу, ограничивают самостоятельность и инициативу; ребенок может упрямиться, когда взрослые предъявляют непосильные требования или не предъявляют никаких (или в семье нет единых правил), может быть родители ничего не требуют от ребенка, но и не показывают своего уважения к нему.

 2. Ребенок замкнут, застенчив, не уверен в своих силах, малоактивен, апатичен, лишен жизнерадостности – чаще следует поощрять ребенка, давая посильные поручения, отмечать даже маленькие успехи, развивать его активность, самостоятельность, но не перегружая малыша.

 3. Ребенок необуздан, своенравен, чрезмерно подвижен – учите ребенка согласовывать свои действия с действиями других, затормаживайте, вырабатывайте выдержку и терпение. И все это в игре, которая имеет колоссальное значение для нормализации поведения и эмоционально-волевой сферы.

 4. Нет интереса, снижена познавательная активность – возможно родители предлагают ребенку слишком легкий или слишком трудный материал для занятий. Необходимо постоянно подчеркивать элемент занимательности и новизны.

 5. Отсутствие самостоятельности – надо заметить и одобрить попытки сделать что-либо самостоятельно, развивать подражательную и произвольную деятельность. Обогащайте в игре впечатления и развивайте речь малыша, задавайте по ходу игры вопросы, давайте советы. Напоминайте возможный вариант игры. Обучайте показом, объяснением. Обсуждайте и оценивайте игровые действия, предлагайте новые ситуации и роли. Не забывайте: игра должна быть веселой.

 6. Если у ребенка неадекватные, навязчивые движения, игра однообразна и стереотипна – попробуйте заинтересовать его игрушкой, чем-то отвлечь, найдите возможность вовлечь ребенка в практическое сотрудничество.

 7. Конфликты во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми – следует понаблюдать, какого рода эти конфликты, по чьей вине они возникают, был ли для этого повод. Помогите ребенку помириться, успокойте его. Если он не прав, объясните ему, в чем его ошибка.

 8. Нерешительность в принятии решений, безразличность к успехам, застенчивость – возможно, замкнуты сами родители, ведь ребенок подражает, в основном, тому, что видит в семье. Возможно, ребенок очень часто предоставлен самому себе, часто бывает один.

 9. Проявляет интерес к грамоте – можно в 3 года уже обучать элементам грамоты, это целесообразно для определения уровня развития, прогноза обучения, но это не должно выдвигаться на первый план, нельзя перегружать ребенка.

 10. Малоподвижный, инертный, отстает от сверстников – больше развивать его движения, вовлекать в подвижные игры, поощрять инициативу и самостоятельность, давать разнообразные поручения.

 11. Обеднена, недостаточно развита речь – родителям следует больше общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, кроме того, речь взрослых должна быть правильной, ведь ребенок может просто подражать нарушениям звукопроизношения взрослого. Целенаправленно занимайтесь развитием словаря и грамматического строя речи. не подстраивайтесь под детскую речь, не сюсюкайте с ребенком. Личным примером приучайте ребенка к правильной, красивой речи. Проконсультируйтесь у логопеда.

 12. Ребенок не может поддержать беседу – возможно вы задаете очень длинные вопросы или вопросы являются сдвоенными, а ведь ребенок может ответить только на один из них. Вопрос должен подразумевать только один определенный ответ, но не внушайте ребенку ответ своим же вопросом. Можно использовать в беседе элементы сказок, любимых рассказов или загадки.

 13. Отсутствует выдержка, внимание неустойчиво – приобщайте к спокойным играм, учите вслушиваться и всматриваться, доводить любое начатое дело до конца, поощряйте умение и выдержку ребенка. Терпение и выдержка взрослого, спокойный тон и сдержанные манеры – хороший пример для малыша. Организуйте с ребенком игры для развития произвольного внимания и восприятия (слухового, зрительного, тактильного). Подбирайте игры на развитие разных характеристик внимания (объема, устойчивости, концентрации, переключаемости).

 14. Не может довести работу до конца, не убирает за собой игрушки – постепенно увеличивайте предлагаемую ребенку работу, пообещайте после выполнения ее дать или сделать интересное для него. Но подчеркните, что он смог это сделать сам. Не забудьте похвалить.

 15.Не умеет играть, существенные пробелы в развитии игровой деятельности – побуждайте к игровым действиям, эмоционально подчеркивайте их занимательность. Включайтесь в игру на главные и второстепенные роли. Не бойтесь показаться смешным и нарочно допускайте ошибки. Помогайте ребенку в предметной и игровой деятельности. Чего не умеет ребенок - делайте вместе с ним, а не за него.

 16. Предпочитает действовать левой рукой – посоветуйтесь с воспитателем, педиатром, надо ли ребенка переучивать. Это зависит от состояния нервной системы малыша. Если и переучивать, то терпеливо и осторожно, не доводя до конфликта: не обижать ребенка, не смеяться над ним, не дразнить, не запрещать действовать левой рукой, иначе можно вызвать нервный срыв.

 17. Не слушается, не выполняет необходимых правил – при сомнении наказывать или не наказывать – не наказывайте. Не мешайте ребенку быть разным: хорошим и не очень, а если наказали – не забудьте поскорее простить. Ребенок не должен бояться наказания, он должен хотеть быть хорошим. Осторожнее с похвалами в адрес других детей – это тоже косвенное неодобрение.

 


В какие игры играть с ребенком от 2 до 3 лет?

 

(консультация для родителей)

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский

       Какую машину лучше купить — красивую, блестящую легковушку или небольшой грузовичок с открытым кузовом? Конечно же, грузовичок! Его можно не только катать до бесконечности, но, самое главное, в него можно что-то погрузить, из него можно и выгрузить, посадить в него мишку и покатать.

           Просто купить хорошую, новую игрушку мало.

Во-первых, необходимо подбирать игрушки, которые соответствуют возрасту ребенка.

Во-вторых, ее (игрушку) надо вместе с ребенком как следует обыграть, т. е. научить малыша игровым действиям. Если хотите, чтобы малыш относился к вам по-особенному, научитесь играть с ним, вспомните свое детство и станьте хотя бы ненадолго ребенком.    

Игра является мощным средством воспитания маленького ребенка в семье. Важно владеть игровыми методами взаимодействия с двух - трехлетним малышом, тогда эмоциональный комфорт семейного воспитания обеспечен. Например, вы купили мишку, нежно обожаемого и девочками, и мальчиками. Первое стремление малыша — прижать к себе мягкую, пушистую игрушку. Вот и используйте эти порывы ребенка, предложите покачать мишутку (он устал с дороги), спеть ему песенку, побаюкать и положить спать. Вместе с малышом понаблюдайте за лежащим медвежонком, какие у него лапки, ушки, спинка; спросите ребенка, не холодно ли мишке. Может, его нужно укрыть? И пока мишка спит, пойдите и вместе подумайте, из чего будете кормить нового друга, определитесь с посудой. Малыш неохотно отойдет от игрушки, но сюжет таков, что хочешь - не хочешь, а мишутке пора отдохнуть, да и нужно приготовиться к его кормлению. Подобным образом обыгрываются и кукла, и собачка. Это самые элементарные действия, но при неспешном их выполнении у ребенка уходит 10-15 минут на манипуляции с игрушкой, а это уже очень хорошо. Для того же медвежонка или куклы вы с ребенком можете сшить одежду (штанишки, панамку, бескозырку, шапку-ушанку), соорудить мебель, изготовить постельные принадлежности. Все это обогащает игру.

Когда ваш сын играет, например, в доктора, проследите, чтобы игра эта не закончилась лишь надеванием белой шапочки и повязки с красным крестом на рукав. Это ничего не даст ребенку. Усложняйте его действия. Покажите, как врач использует при лечении различные инструменты, как он осматривает горлышко, животик, продемонстрируйте, как ведет себя больной: показывает язык, поднимает рубашечку, принимает лекарство, измеряет температуру.  Аналогично разрабатывается игра в парикмахерскую, поезд, гараж. Так у ребенка формируются и закрепляются представления о взаимоотношениях людей в различных жизненных ситуациях. Самое главное, что, выполняя в процессе игры на первый взгляд примитивные вроде бы действия, ребенок в подобных ситуациях переносит их на себя, подчиняясь необходимым правилам.

Очень развивает малыша ремонт игрушек по ходу игры. Только следите, чтобы этот ремонт не длился слишком долго, иначе у малыша исчезнет желание играть. После двух с половиной лет можно предлагать малышу брать на себя какую-либо роль. Вначале это может быть простая роль зайчика. «Попрыгай, как зайчик. Какой зайчик у нас хороший, да и прыгает как!» — предлагаете вы ребенку, подготавливая его таким образом к пониманию, что он может быть не только мальчиком или девочкой, но и зайчиком, кисонькой, лисичкой, медвежонком, волчонком, мышонком, котенком и т.п.
                Элементарная роль, которую вы предлагаете взять на себя малышу, постепенно подводит к самостоятельному выбору роли более серьезного характера. Играя с куклами, ваша дочь говорит, что она мама. Перевязывая лапу мишке, ваш сын заявляет, что он доктор. И хотя до настоящей ролевой игры еще далеко, но начало уже положено.

Как оборудовать игровой уголок? Для этого вам потребуется немного места — всего метра полтора площади. Игровой уголок можно оборудовать даже в не самых просторных квартирах. Итак, застелите выбранное место ковриком: малышу удобнее играть на полу. У стены в два яруса можно закрепить две полки (типа книжных). Именно такой размер лучше всего подходит для хранения и размещения разнообразных игрушек. Полки закрепляются низко, чтобы малыш мог сам брать необходимые игрушки. Если уж используются настоящие книжные полки, то стекла надо снять — во - первых, в целях безопасности, а во-вторых, раздвинуть их ребенку непросто.

Под полками — гараж для машинок. На полках — медвежата, собачки, строительный материал. У девочек - непременно куклы со всевозможным гардеробом и посудой. Еще выше — книжки, настольные игры, карандаши и альбомы для рисования. Часто в семьях игрушки хранятся в глубоких ящиках. Чтобы достать нужную игрушку, малышу приходится все вываливать на пол. В таких условиях трудно приучить малыша к порядку, а главное, сформировать у него стабильную игровую деятельность.

!!! Не давайте ребенку сразу все игрушки. Их изобилие мешает малышу углубляться в процесс игры. Оставьте на полках 10-15 игрушек, а остальные уберите. Каждый день меняйте одну - две игрушки — в зависимости от того, с чем лучше играет малыш; эти предметы и дополняйте новыми, логически связанными по сюжету. Например, если ребенок увлекается строительным набором, разместите на полке фигурки животных, чтобы малыш по ходу игры мог небольшую резиновую собачку поместить в выстроенном из кубиков домике, кошку посадить на лесенку из кирпичиков, петушка на башню.

             И мальчики, и девочки любят возиться с водой. Можно позаботиться о тазике для мытья игрушек. Куклам иногда надо вымыть волосы, аккуратно расчесать, даже на бигуди накрутить; постирать кукольную одежду. Девочке, увлеченно играющей в куклы, полезно дать небольшое корытце, веревку и прищепки. Кукольную одежду можно стирать и на кухне, и в ванной — другими словами, рядом с вами, когда вы заняты своими делами.

            Очень хорошо, если рядом с полками стоят детский стол и стульчик. Иногда вместо детских столиков используют журнальные. Важно, чтобы высота стола и стульчика соответствовала росту ребенка. Если стульчик высоковат, подставка для ног поможет малышу чувствовать себя увереннее и спокойнее при рассматривании книг, рисовании, игре с настольными разрезными картинками.
              Разрезные картинки, кстати, можно сделать из поздравительных открыток (обложек от альбома для рисования), разрезав их на две-четыре части, не больше. Линии могут быть ломаными, кривыми, только старайтесь не перерезать изображения животных (зайчиков, белочек) и, конечно, людей.

             Игрушки для детей в возрасте от двух до трех лет.   Обратите внимание на то, что в игровой деятельности малыша произошли изменения. Если в два года ребенок выполнял действия, соответствующие назначению предметов (расческой причесывал куклу, ложкой кормил ее, в ванне купал), то на третьем году жизни он демонстрирует уже развернутость ситуаций, игра его более насыщена, более приближена к жизни. И что самое главное — малыш отражает в игре действия близких людей. Это значит, что, беря на себя роль мамы, ребенок изображает именно свою маму. Если он изображает доктора, то именно того, к которому ходил в поликлинику. В ролевой игре присутствуют конкретные люди, а это значит, что хороший микроклимат в семье, добрый характер общения домашних друг с другом становятся еще более важными для ребенка, ведь все это проходит через его сердце, через его игру, в которой малыш подражает взрослым.

             Что касается игрушек, наибольшим успехом у малышей пользуются животные. Причем дети от полутора до двух с половиной лет предпочитают игрушки мягкие, резиновые, пластмассовые, а дети постарше проявляют большой интерес к плоскостным фанерным фигуркам зверей. Дело в том, что к трем годам игра ребенка усложняется, он уже входит в роль строителя, подручными средствами которого становятся песок и вода. Плоскостные фигурки, изображающие зверюшек, очень удобны для таких игр. Они легкие, не пачкаются в песке, не промокают в воде, их легко передвигать и удобно размещать в пространстве. Ведь для малыша сейчас важно не только выразить себя по отношению к игрушке, но и создать для нее игровое поле, органично вписав в микропространство своего обитания.
              Детям чрезвычайно интересны бытовые предметы, например стол, сервированный кухонной и столовой посудой. Это значит, что посуда, чайные и столовые сервизы будут прекрасным подарком для девочки. Она сможет строить с ними игры на различные бытовые сюжеты: приготавливать еду, мыть посуду, хранить ее в шкафчике. Вот уж когда мама сумеет в действиях дочки увидеть себя, оценить свою собственную домовитость, аккуратность и хозяйственность! И это не преувеличение, ведь малыши — наше зеркало, наше отражение.   Бытовые сюжеты игры, кстати, более характерны для девочек. Им нравится одевать, раздевать, купать кукол. Особенно это проявляется в семьях, где мама привлекает дочку к посильной помощи в быту (вытирать полотенчиком ложки, подметать маленьким веником свой игровой уголок, вытирать тряпочкой пыль). Мальчики этого же возраста отдают предпочтение технической игрушке и машинам; интерес к кукле они проявляют в ситуации, связанной с транспортом, строительством и пр. И у мальчиков, и у девочек пользуется неимоверной популярностью игрушка-телефон. Почему? Потому, что эта игрушка — собеседник.

                Анализ игровых предпочтений детей в возрасте от 1,5 до 3 лет показал, что на I месте оказались игрушки-животные, на IIигрушки-забавы, на IIIигрушки на бытовые темы, на IV машины, далее — куклы, настольные игры, игрушки, развивающие движения (мячи). Причем разница в предпочтениях у мальчиков и девочек весьма незначительная (кроме, быть может, кукол). Это говорит о том, что на выбор игрушек влияют традиции воспитания, то, что в играх дети, подражая взрослым, невольно отражают то, что их окружает. С педагогической же точки зрения деление игрушек на «это для мальчиков», а «это для девочек» неоправданно. Представители того и другого пола должны играть как с машинами, так и с куклами. 

РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА 

 Понятия

• Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра.

• Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).

• Давайте детям задания нарисовать предметы с противоположными значениями. Например, тонкую и толстую линию, цветной и черно-белый рисунок.

• Обсуждайте с детьми времена года, очередность месяцев, дней в неделе.

• Поговорите об организме человека. Как мы вдыхаем и выдыхаем воздух? Как бьется наше сердце?

• Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий. Например: «Плечи, коленки, носки, голова, носики, ушки, рот и глаза».

Привлекательность новизны

• Меняйте детские игрушки, делайте перестановку в комнате и привлекайте к процессу детей. Убедитесь, что дети готовы к этому. Слишком частые изменения могут вселять неуверенность.
• Прячьте на время часть игрушек (на пару месяцев), а потом возвращайте.

• Вырезайте с детьми силуэты из бумаги.

• Попробуйте говорить простые слова наоборот.

Перекрестные движения

Левое полушарие головного мозга контролирует правую сторону тела, а правое  - контролирует левую. Мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий, необходимо формирование межполушарного взаимодействия.

• Начинайте каждый день с зарядки, в которую включены упражнения на перекрестные движения рук и ног. Например, наклонитесь и достаньте левой рукой правый носок ноги и наоборот.
• Играйте в «Ладушки» («Ладушки, ладушки, где были? -У бабушки….»).

• Разучите несколько упражнений на координацию движений. Например, хлопните правой ладонью о левое колено, затем хлопните в ладоши и поменяйте руку и ногу.

• Двигайтесь под музыку, пользуясь лентами и шарфами. Пусть дети размахивают ими.
• Расположите предметы на столе так, чтобы детям надо было тянуться за ними.

• Поиграйте в игры, где надо ползать по полу, выполняя при этом перекрестные движения.

• Сажайте детей к себе на колени и читайте вместе книги. Пусть дети переворачивают страницы.

Возможность выбора

• Предлагайте так, чтобы оставить детям возможность выбора (при выборе красок, меню, места для картины и тому подобное). Например, ты хочешь просто молоко или шоколадное молоко? Ты наденешь юбку или платье?

• Ограничьте выбор тремя вариантами. Дети теряются при слишком большом выборе.
• Привлекайте детей к решению семейных проблем, давая им право голоса.

 СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ

   Игры с водой. Выливаем, наливаем, сравниваем:

·        сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;
наполнить бутылку до половины — она будет плавать;

·        налить бутылку до верха — она будет тонуть;

·        фонтан из бутылки.

    Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):

·        тонет — не тонет;

·        вылавливаем игрушки разными способами: руками, сачком, удочкой, тарелкой и пр.;

·        «дождь» из губки, из бутылки с пробитой пробкой, из лейки.

            Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная — не прозрачная; создаем воронку: дуем в воду через трубочку.

            Лед. Знакомим ребенка с разной температурой: холодно — тепло — горячо; растворяется — не растворяется, тает — не тает.

  Игры с тестом

 Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).

1. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешки).

2. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.

З. Большим пальцем надавливают в середине лепешки.

4. Лепешку украшают горохом, фасолью.

5. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета. «Лепим колобок» - раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: «Колобок, колобок, румяный бок».

6. Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.

7. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.

МОТОРНЫЕ ИГРЫ

Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).

1. Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнения 2—З минуты (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 4—б раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно): после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).

2.   «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.

3.  Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками.

4.   Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.

5.   Организуйте игры с водой, тестом.

6.   Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

7. Мытье посуды и уборка стола после еды — прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.

 

Уважаемые родители! Искренне общайтесь со своим ребенком, играйте в разные игры, направляйте и поддерживайте его инициативу, приучайте ребенка доводить любое дело до конца, учите радоваться результату своего труда. Сами радуйтесь успехам своего малыша, даже самым маленьким. Помните, что вы сейчас работаете на перспективу. Придет время, и ребенок обязательно порадует вас своим интеллектом, творческими способностями и возможностями!

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

 

Игры с водой и песком относятся к наиболее древним  забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым.

            Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много-мало”, “быстро-медленно”, “короткий-длинный”, “высокий-низкий”.  При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы.

 Для игр в песке (песочнице) и воде вам потребуются различные игрушки, например: лейка, ведерко, совок, грабли, сито, формочки и др. Все эти предметы можно купить в магазине, но при желании можно сделать самим. Бутылки от воды, стаканчики от йогурта, крышки от бутылок, ведерки из под майонеза и т.д. – всё это вам пригодится для игрушек-самоделок. И поверьте, с такими игрушками дети играют не с меньшим удовольствием, чем с покупными.

 Играя с ребенком, проявляйте больше фантазии и выдумки, тем самым вы стимулируете развитие творческих способностей ребенка.  

                                                                          Игры с песком в песочнице

 1. « Песочные человечки». Рисуем ручками на песке.

 Для того чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте его ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребенка и нарисуйте его пальчиком. После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно. Впоследствии, собираясь идти играть в песочницу, можно сказать ребенку: 

“Мы идем в гости к песочным человечкам” или ”Мы идем играть с песочными человечками”.

Смешные человечки в песочнице живут

И без горячей печки куличики пекут.

“Мы пришли в гости к песочным человечкам и будем вместе с ними играть. Давай нарисуем на песке самих песочных человечков. Вот они какие!”

 

   2.  «Игрушки – потеряшки». Ищем игрушки в песке.

Где ж у нас игрушки: куклы да зверюшки?

Зайка с мишкой на полу, кукла новая в углу,

Яркий мячик под столом, а матрешки под окном!

Мы еще не наигрались, а игрушки разбежались!

           Наши игрушки, наверно, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть. Давай найдем игрушки в песке.

 Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы ребенок их не видел. Предложите ему по очереди найти эти игрушки. Пусть малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую надо вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку (лошадку, зайчика и т. д.). Если ребёнок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует ещё раз. Для начала можно облегчить задачу, попросив ребёнка просто найти все игрушки в песке.

 Также в процессе игры можно изучать геометрические фигуры: «Найди в песке шарик (кубик, колечко и т. д.)».

 

   3. «Маленький художник». Рисуем пальчиками на песке и на снегу.

На листочке из альбома

Я всегда рисую дома,

А на улице могу —

На песке и на снегу.

 На снегу мы можем рисовать только зимой, зато на песке — и весной, и летом, и осенью. Для того чтобы было удобно рисовать на песке, надо его увлажнить. Можно взять с собой на прогулку бутылку с водой, а также прямоугольную дощечку или лопатку, чтобы разравнивать песок и стирать рисунки. Рисовать на песке лучше всего пальчиком, но можно и палочкой.

 С помощью песочных рисунков ребёнку будет интереснее и легче запоминать геометрические фигуры. Например, из треугольника и квадрата (прямоугольника) получается домик, из кружка с лучиками — солнышко.

 

4.«Матрешки». Выкладываем на песке контуры предметов и геометрических фигур из камешков и других природных материалов (шишки, желуди)

У хорошеньких матрёшек

Сарафанчики в горошек,

Бусы разноцветные,

Издали приметные.

 Для того чтобы сделать бусы для матрёшки, вам понадобятся мелкие камешки (жёлуди, шишки и т. п.). Нарисуйте на песке кружок и попросите ребёнка выложить камешки по его контуру. Это и будут «бусы для матрёшки». Таким же способом можно изобразить и саму матрёшку: нарисовать её контур на песке и выложить камешками.

            Можно знакомить малыша с геометрическими фигурами, выкладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба.

 

5. «Козлик». Стоим высокие и низкие горы из песка.

Строим горы из песка,

Над горами облака.

Скачет козлик по горам:

Тут и там, тут и там!

 Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца: «тут и там, тут и там». Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились «высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите «козлика». Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка. Пусть ребёнок переносит «козлика» с «высокой горки» на «низкую» и наоборот в соответствии с вашими командами. Главное для малыша в этой игре — научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.

 

   6. «Речка и ручеёк». Строим широкие и узкие канавки в песке.

Вот большая река —

Широка, глубока,

А вот малый ручеёк —

Не широк, не глубок.

 Большим, широким совочком выкопайте в песке «реку». Маленьким, более узким совочком — «ручеёк». Можно налить в них воды. Если у вас есть игрушечные кораблики (лодочки) разного размера, попросите малыша большой кораблик пустить в «реку», а маленький — в «ручеёк». А лучше всего вместе с ребёнком сделать несколько корабликов (больших и маленьких) из бумаги или коры дерева. Можно также использовать «подручные средства», например щепочки разной длины.

            Играя с песком и водой, вы постепенно знакомите малыша с такими понятиями, как «высокий—низкий», «большой—маленький», «широкий—узкий», «длинный-короткий».

 

7. «Мышонок». Прячем ладошки в песок, а потом находим…

Ночь на дворе,

Мышонок в норе.

Норка в песке,

Дверь на замке.

Ночь позади.

Мышонок, выходи!

 В эту игру хорошо играть летом на песчаном пляже, но можно и в чистой песочнице. Предварительно убедитесь, что в песке нет битого стекла и других острых предметов. «Ночь на дворе, мышонок в норе» — малыш засовывает ладошку поглубже в песок. «Норка в песке, дверь на замке» — потихоньку счищайте песок с его ладошки, стараясь не коснуться её («не потревожить мышонка»). Ладошка очищена от песка — «Ночь позади. Мышонок, выходи!» Отряхните с ладошки ребёнка остатки песка — «Вот он, мышонок!» Потом можно поменяться ролями: теперь пусть ваша ладонь находится в песке, а ребёнок пытается осторожно освободить её от песка.

 

   8. «Песочные часы». Опыты с песком – “быстро-медленно”.

Знают часики у нас,

Что нам делать каждый час:

«Динь-динь-динь! Пора вставать!

Тик-тик-так! Пора гулять!

Ночь пришла. Бим-бом-бим-бом!

Спи скорее сладким сном!»

А бывают точные,

Часики песочные.

 Вам понадобятся две воронки — большая и маленькая. Их можно сделать своими руками. Возьмите две пластиковые бутылки разного размера, отрежьте у них донышко — и воронки готовы. Можно из большого и маленького листа плотной бумаги свернуть два конуса, на конце которых сделать отверстия. Желательно, чтобы воронки были разного размера, для того чтобы объяснить малышу, почему из одной воронки песок высыпается быстрее, чем из другой. Для наглядности можно попробовать наполнить сразу обе воронки и одновременно приподнять их — из одной песок уже высыпался, а из другой всё ещё сыплется. Пусть малыш попробует самостоятельно провести опыты, позвольте ему вдоволь поиграть с воронками.

 

9. «Тигр в клетке. Зоопарк в песочнице». Учимся определять контур предметов и по контуру выставлять предметы (палочки, веточки)

У тигра страшные клыки

И когти очень велики,

Но не боятся тигра детки…

А потому что тигр в клетке!

 Для того чтобы «посадить тигра в клетку», вам понадобятся веточки или тонкие палочки. Нарисуйте на песке контур клетки: прямоугольник, квадрат или круг. Предложите малышу по этому контуру втыкать в песок палочки (веточки). Так у вас получится «клетка для тигра». В неё можно посадить маленького игрушечного тигра или другого «хищника». Животных можно сделать из желудей или шишек. При желании вы можете устроить в песочнице целый зоопарк.

 

   10. «Поварёнок». Учимся пользоваться формочками.

Ну-ка, повар, наш дружок,

Испеки нам пирожок!

Для мишки - топтыжки —

Медовые коврижки,

Для белочки-вертушки —

Сладкие ватрушки.

А для ребятишек —

Пончиков да пышек!

 Предложите ребёнку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца, «пышки» (лепим круглую «булочку», а посередине делаем вмятину). Пусть ребёнок угостит своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек. Для этой игры можно использовать формочки.

 

   11. «Железная дорога». Развиваем абстрактное мышление. Учимся строить дороги, туннели, мостики.

Удивляются верблюды:

Что за диво, что за чудо?

Мчится поезд по пескам —

Кто-то едет в гости к нам!

Это северный олень,

Белый мишка и тюлень.

 День в пустыне очень жаркий —

Привезли они подарки:

Пять коробочек снежков

Да сосулек пять мешков,

Эскимо отличное,

Сладкое, клубничное,

Для маленьких тушканчиков —

Вафельных стаканчиков.

 Предложите ребёнку построить в песочнице железную дорогу. Нарисуйте на песке две параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга («рельсы»). Попросите малыша «уложить шпалы», то есть небольшие щепочки, палочки или веточки примерно одинаковой длины положить друг за другом поперёк «рельсов». Можно покатать по железной дороге маленький лёгкий паровозик или машинку. Также из влажного песка можно сделать гору. В её основании совочком выкопайте туннель и проведите через него «железнодорожный путь». Выкопайте канавку, перекиньте через неё дощечку («мостик»), а по сторонам «железной дороги» воткните в песок веточки («деревья»).

 

12. «Следы на песке». Учимся узнавать отпечатки на песке (находить где чей контур) с последующим обыгрыванием.

Кто оставил на песочке эти разные следочки?

Может, это был зайчишка? Может, котик пробегал?

Ну а, может, воробьишка с мышкой польку танцевал?

 Предложите малышу оставить на песке отпечаток своей ладошки. Желательно. чтобы песок был влажным, ровным. Возьмите разные предметы (например, формочки, игрушки, баночки) и прижмите их к песку, делая «оттиск». Посмотрите, что у вас получилось. Также можно палочкой обвести ладошку (формочку, игрушку) по контуру. Сначала сделайте это сами, потом возьмите ручку малыша в свою руку и обведите ладошку или предмет вместе. Этот контур можно дорисовать, превратив в забавную фигурку, выложить камешками или воткнуть по контуру палочки.

  

13. «Стадион». Играем в игрушечный футбол, волейбол, хоккей. Стараемся попасть в ворота, не разрушив их.

Вот идёт футбольный матч,

Высоко взлетает мяч.

Гол забит! Ура, ура!

Продолжается игра.

 Устройте в вашей песочнице маленький «стадион». Чтобы слепить «футбольные ворота», сначала сделайте из мокрого песка заборчик. Зажмите песок ладонями так, чтобы получилась невысокая стеночка. Теперь сделайте «ворота» в виде буквы «П». Небольшим совочком можно загонять в ворота маленький резиновый или пластмассовый шарик. Можно поиграть и в «волейбол». Слепите длинную стенку. По обе стороны от неё расставьте «игроков» — мелкие игрушки. Перебрасывайте шарик через песочную стенку, стараясь не повредить её. Шарик для «волейбола» можно сделать из фольги.

 

 14. «Песочный праздник». Закрепляем все навыки по работе с песком, которым научился ребенок.

Отмечает детвора праздник — день рожденья!

Лепим с самого утра песочное печенье,

Торт песочный для затей ярко украшаем

И в песочницу детей в гости приглашаем.

 Устройте с малышом праздник для песочных человечков. Теперь все ваши умения вы можете применить для того, чтобы сделать «торт». Слепите из песка основу (круглую или квадратную), вокруг выложите камешки, листики, нарисуйте на ней узоры, воткните палочки («свечки»). Саму песочницу можно украсить цветами и веточками. Пригласите на праздник знакомых малышей с родителями, бабушками и дедушками. Можно устроить соревнования: кто быстрее сделает «торт», у кого получится самый большой «торт», кто за определённое время сделает самую высокую горку или стенку из песка, кто вылепит больше всех куличиков и т. д.

 

 Желаем Вам и Вашему малышу приятного совместного времяпрепровождения!

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА ДО 3 ЛЕТ

 

— Сынок! Не качайся на стуле!

— Мама! Ну, не будь такой суеверной!

Безопасность ребенка до 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и остальных взрослых, находящихся рядом с ним. Около 3 лет у ребенка наступает возраст «Я сам!» — он начинает принимать самостоятельные решения, а значит, и брать частичную ответственность за них. И чем старше он становится, тем больше ответственности несет. Тормозить этот процесс не нужно, а вот подготовить к нему малыша просто необходимо.

Хорошо, когда ребенок понимает слова «можно» и «нельзя», однако это действует только, когда взрослые рядом и контролируют его действия. При этом большое количество «нельзя» имеет обратную реакцию и вызывает повышенный интерес к тому, что запрещают: ведь, как известно, запретный плод сладок. А еще скорость действий ребенка и скорость реакции на это взрослого не всегда совпадают: малыш действует быстрее, чем взрослый успеет отреагировать.

Как же тогда быть? Ведь жажда знаний и постоянное стремление к изучению свойств окружающих предметов «заглушают» инстинкт самосохранения у малыша. Причем он не учится на ошибках: ни на своих, ни, тем более, на чужих.

Некоторые педагоги предлагают использовать «шоковые» методы. Например, чтобы ребенок не тянулся к утюгу, дать ему потрогать его, когда тот горячий (но не настолько, чтобы можно было обжечься). Не знаю про всех детей, но тех детей, с которыми я знакома, в том числе и наших, это не останавливало в попытках схватить горячий утюг. Их не останавливало даже то, что они обжигались. Наш полуторагодовалый Дениска три раза обжигал пальцы, после чего я решила научить его гладить и, соответственно, правильно брать утюг. Больше он не обжигался, да, собственно, и потерял интерес к тому, чтобы потрогать утюг за подошву, — ведь он понял, для чего он нужен и как работает.

«Шоковый» метод не сработает и в случае интереса малыша к розеткам: не будешь же устраивать ребенку легкий разряд тока. На нашу Танюшку хорошо подействовали объяснения, для чего нужна розетка, а главное, совместные попытки вставить вилку в розетку. НО! Чтобы у ребенка не появилось желание вставить в розетку вилку от первого попавшегося под руку бытового прибора, необходимо закрыть все розетки специальными заглушками, даже те, до которых, как вам кажется, ребенку не добраться (поверьте, он может добраться до всего, что оказалось в его поле зрения).

Кроме того, ребенку не нужен постоянный контроль, у него должно быть личное пространство и свобода для проявления самостоятельности. Задача взрослых — сделать пространство малыша по максимуму безопасным! Как говорится, подстелить соломки везде, где только можно.

Итак, что же может таить в себе опасность?

1. Про розетки уже сказано. Все электроприборы. Они должны быть вне доступа ребенка или, по крайней мере, лежать так, чтобы взрослые успели отреагировать на детские попытки их взять.

2. Горячее. Горячим может быть не только утюг, но и чай, оставленный папой на краю стола, и мамина кастрюля с кипящим супом на плите. Вообще, лучше взять за привычку готовить пищу на дальних конфорках.

3. Острые углы стола, стульев и другой мебели. Для них существуют специальные накладки.

4. Пакеты. Есть у детей какой-то непонятный интерес — надевать все на себя, в том числе и целлофановые пакеты. Думаю, без комментариев — если ребенок наденет тесный пакет на голову и не сможет его снять.

5. Шнурки, пояски, веревочки и т. п. Все это ребенок надевает на себя, в первую очередь, на шею.

6. Уксус, спиртное и другие сомнительные жидкости. Наверное, неспроста была придумана сказка про сестрицу Аленушку и братца Иванушку, выпившего водицы из козлиного копытца. Детям нет разницы, откуда и что пить, для них главное, что жидкость похожа на воду или сок. Я думала, что это из серии анекдотов, пока не застала собственного ребенка за черпанием воды из унитаза. Благо, попить он ее еще не успел. Да, собственно, и унитаз у нас моется так же часто, как и посуда (это тоже из серии безопасного пространства ребенка). Но сам факт!

7. Колющие и режущие предметы. Ножи, ножницы, спицы убираем подальше. Когда поймете, что ребенок к этому готов, научите его этими предметами пользоваться (чтобы снизить к ним интерес, использовать по назначению).

8. Мелкие предметы (пуговицы, колпачки, булавки, монеты и т.д.). Дети все это берут в рот, пытаются вставить в нос и уши.

9. Медицинские препараты (таблетки, мази и т.д.). Все это тоже дети тянут в рот.

10. Окна. Они вызывают у малыша особый интерес, ведь за ними — МИР!!! Страшно подумать, к чему приводят попытки ребенка залезть на подоконник там, где окно не закрыто. Прищемленные пальцы — это полбеды. Поэтому доступ к подоконникам должен быть абсолютно ограничен или хотя бы затруднен!

11. Двери. Дети любят играть с дверью: открывать и закрывать, забывая о том, что они держат ее пальцами. Есть специальные фиксаторы на двери.

12. Поездка в автомобиле. Необходимо с младенчества приучать своего малыша к поездкам в автомобиле только в специальном автокресле. Тогда уже в более старшем возрасте он без проблем будет пользоваться ремнями безопасности — ему даже в голову не придет, что можно ездить как-то по-другому.

И все остальное, что, на взгляд родителей, может представлять опасность для их ребенка (высокий табурет, скользкий пол, небезопасные игрушки и т.п.).

Таким образом, заботясь о безопасности своего ребенка, с одной стороны, необходимо удовлетворять его интерес к окружающему миру: объяснять, для чего нужны те или иные предметы и устройства, показывать, как они работают, учить ими пользоваться, а с другой — делать максимально безопасным его окружающую среду. Причем эти процессы должны идти параллельно!

 

 

По материалам книги Светланы Арсентьевой "Маленькие детки-маленькие бедки"

Ребенок кусает детей в детском саду - что делать?

         В детском саду в каждой группе зачастую имеется ребёнок, который кусает своих сверстников. Такое поведение малыша неприятно всем: пострадавшему, родителям обеих сторон, воспитателю и самому «кусаке».         Естественно, мама сразу задаётся вопросами: почему ребёнок кусает детей в садике? Что делать? Попробуем разобраться, почему возникают такие ситуации, как на них реагировать и можно ли их предотвратить.

Первые действия родителей после инцидента

         После того как родители узнали, что их ребёнок укусил сверстника в детском саду, в первую очередь нужно сделать следующее:

·        Не поддаваться эмоциям, вести себя спокойно.

·        Поинтересоваться у воспитателя, нет ли в группе плохого примера для подражания. Может быть, другой ребёнок кусает детей, а ваш малыш решил повторить его поведение.

·        Попросить работающий персонал понаблюдать за ребёнком, чтобы выяснить, когда и при каких обстоятельствах происходят такие ситуации.

·        Если инцидент произошёл впервые, нужно проанализировать, какие изменения в жизни малыша произошли в последнее время.

·        Не допустить, чтобы кроха из-за неприятного инцидента чувствовал себя подавленным, угнетённым и не таким как все.

Почему ребёнок кусается?

         Причин у этого неприятного явления может быть несколько, все они будут подробно описаны ниже. Но исток у них один – эмоциональность. По статистике, около десяти процентов детей рождаются более темпераментными, чем остальные девяносто. На любые события как позитивного, так и негативного характера эти малыши реагируют очень бурно. Чувства таких детей являются гипертрофированными. У них всё либо слишком хорошо, либо, наоборот, очень плохо. Переживая какую-либо сильную эмоцию, ребёнок кусает детей в детском саду. Он делает это не потому, что хочет причинить боль другому воспитаннику группы, а от невозможности удержать свои эмоции и чувства и выразить их другим способом. Он может укусить не только, когда расстроен или обижен, но и в случае, если его переполняет радость, и малыш хочет ею поделиться.

         Если же ребёнок стал пускать в ход зубы после того, как начал посещать детский сад, то виной этому может стать просто заразительный пример. Даже малыш, которому не свойственно проявление агрессии, может попасть под влияние большинства и начать совершать такие действия, чтобы не выделяться. Уверенные в себе дети, которых хвалят родители, чаще всего в такой ситуации не будут поддаваться влиянию коллектива.

Ниже подробно описаны основные причины появления этой вредной привычки у ребёнка, и приведены способы решения возникших в связи с этим проблем.

         Причина первая. Доказательство значимости

Зачастую ребёнок начинает кусаться лишь для того, чтобы доказать свою значимость и завоевать авторитет в коллективе. Таким способом он хочет добиться подчинения ему окружающих воспитанников группы и возможности контролировать их действия. Первая причина, почему ребёнок кусает детей в садике, обозначена. Как действовать в таком случае?

Главное – это научить ребёнка выражать свои желания не с помощью укусов, а словами. Доступно объяснить малышу, что укушенным быть обидно и больно, можно с помощью игр, где он должен участвовать в ситуации сначала в роли «кусаки», а после в качестве пострадавшего. Во время этого развлечения нужно показать, что простые фразы вроде «я не хочу», «я сержусь» или «мне это не нравится» действуют гораздо эффективнее укусов.

         Причина вторая. Чувство тревоги

Ребёнок может кусаться в том случае, когда испытывает чувство тревоги или дискомфорта от нахождения в конкретном месте или окружении. Вероятно, ему страшно, или он чувствует себя беззащитным. Если ребёнок кусает детей в саду именно по этой причине, то для решения проблемы родителям нужно окружить его ещё большей любовью и заботой, а воспитателю постараться создать дружественную атмосферу вокруг малыша и, может быть, дать ему немного больше личного пространства. Работникам детского сада следует помочь своему подопечному найти уголок, где он будет чувствовать себя безопасно. Если кроха ходит в сад совсем недавно, нужно дать ему время для адаптации. Пусть возьмёт с собой в группу любимую игрушку или другую вещь из дома, которая даст ему чувство уверенности и спокойствия.

         Причина третья. Нерастраченная энергия

Порой случается, что в роли «кусаки» выступает гиперактивный ребёнок. И пускает в ход зубы он лишь потому, что в течение дня ему не удалось выплеснуть достаточное количество энергии. Когда такой ребёнок кусает детей в детском саду, что делать воспитателю и родителям? Чётко соблюдать распорядок дня малыша. До обеда ему рекомендованы подвижные игры и физические нагрузки, к примеру, танцы, плавание, езда на велосипеде. А вот вторую половину дня лучше провести спокойно, рисуя, играя с конструктором, лепя из пластилина или читая книги.

         Причина четвёртая. Чрезмерная эмоциональность

Если малыш с помощью укусов выражает положительные эмоции, то нужно предложить ему альтернативу, как показывать свои чувства другими способами – используя добрые слова, объятья и поцелуи.

Возможен другой вариант – когда ребёнок кусает детей из-за нахлынувшей на него агрессии. Как по-другому можно её выразить, кроха пока не знает. Вот и прибегает к использованию зубов.

         Причина пятая. Недостаток внимания

Если малышу кажется, что мама с папой не уделяют ему должного внимания, он ищет способы исправить это. Чтобы хоть как-то зацепить родителей, ребёнок кусает детей в саду. Что делать при этом взрослым? Нужно постараться проводить с крохой как можно больше времени. Обнимать его, целовать, вместе играть, читать книги и просто общаться. Вскоре между родителями и ребёнком установится невидимая связь, его психология станет более понятна, и появится возможность предугадать, когда и по какой причине малыш может укусить. Именно в этот момент нужно переместить его внимание на что-либо, отвлекающее ребёнка от возникшего желания пустить в ход зубы.

Что нужно делать после того, как ребёнок кусался,

и чего предпринимать не стоит

         Категорически запрещается отвечать «кусаке» агрессией. Нельзя кричать или пытаться шлёпнуть его, тем более не стоит пытаться тоже пустить в ход зубы с целью воспитания. Ответная агрессия не приведёт к решению проблемы, а может лишь запугать ребёнка и зародить в нём комплексы. Главное, что должен сделать взрослый – спокойно и уверенно объяснить крохе, как он сделал больно своему сверстнику.

         Нужно дать понять ребёнку, что укусы лучше заменить словами «нет», «мне не нравится», «не хочу», «я сержусь». Что использование речи более эффективно, чем применение зубов. Проигрывание таких ситуаций с использованием кукол оказывает положительное влияние на малыша.

         Бывает, ребёнок кусает детей для проверки окружающих. Ему любопытно, какая последует реакция, каков предел дозволенного, и что может сойти ему с рук. В таком случае взрослые должны чётко дать понять, что этого делать нельзя. Родителям нужно объяснить: когда кусаешь – причиняешь боль. Гораздо лучше обниматься и целоваться. Если ребёнок раскаивается Случается, что ребёнок кусает детей в садике не целенаправленно, а в порыве эмоций или в силу усталости. После этого он сам пугается своего поступка и искренне раскаивается. В таком случае не нужно его отчитывать. Наоборот, следует предложить ребёнку попросить прощения у сверстника, подуть на место укуса, приклеить пластырь, подарить ему игрушку. Но такое поведение взрослых предполагается только в случае, когда для малыша эта ситуация действительно единична и не является нормой поведения.

Как отучить малыша кусаться?

Принципы избавления ребёнка от вредной привычки следующие:

1.     Никогда не давать положительной реакции (смех или улыбка), если кого-то укусили.

2.     Не пускать в ход зубы по отношению к своему малышу даже в игровой форме. Для него нет разницы между нежными покусываниями взрослого и своими аналогичными (как ему кажется) действиями.

3.     Научить кроху альтернативным способам получения желаемого - используя жесты и слова, а не зубы.

4.     Объяснить ребёнку, что нужно угощать сверстников. К примеру, следует поделиться с ними печеньем. Когда кроха предлагает угощение другим детям, необходимо похвалить его.

5.     Научить малыша играть игрушкой не самому, а по очереди с другими детьми. Обязательно похвалить, если это происходит на ваших глазах.

6.     Показать крохе, как выражать свои положительные эмоции по отношению к игрушкам во время игры. Например, как обнимать мишку, гладить котёнка или целовать куклу. Хвалить ребёнка, если он спокойно и мирно играет.

7.     В случае, когда ребёнок бросает игрушки, нужно объяснить, что кукле неприятно, и следует её пожалеть.

8.     Организовывать и поощрять игры с песком, водой или глиной, так как такие занятия усмиряют агрессию.

9.     Дать возможность ребёнку рисовать, особенно красками.

10.Если ребёнок кусает детей в садике, то дома следует как можно чаще угощать его твёрдой пищей. Пусть грызёт морковь, капусту, огурец, яблоко, сухари или баранки.

11.Малышу нужно периодически играть кубиками или конструктором.

12.У крохи должно быть специально отведённое место, где можно ползать, валяться и кувыркаться.

13.Ребёнку не следует видеть, как ругаются и дерутся между собой взрослые.

14.Нужно неукоснительно соблюдать распорядок дня малыша.

Как малышу выплеснуть гнев?

         Гнев – это природная эмоция, которая имеет такое же право на существование, как и прочие. Порой даже взрослые люди, которые умеют держать себя в руках, испытывают это чувство. Отличие малыша от мамы или папы состоит в том, что родители знают, как выплеснуть гнев, не причинив при этом вреда окружающим, а их отпрыск этим умением не владеет. Почему ребёнок кусает детей? Потому что разгневан. Нужно научить его избавляться от этой эмоции с помощью неодушевлённых предметов. Например, можно поколотить диванную подушку, порвать ненужную бумажку на мелкие кусочки, побросать мягкие мячи в стену, слепить из пластилина и расплющить кулаком его чувство гнева, громко покричать и порычать.

         Нельзя полностью пытаться подавить негативные эмоции малыша, ведь впоследствии это может привести к посещениям детского психолога и невропатолога.

Профилактика вредной привычки

Почему ребёнок кусает детей? Потому что его не хвалят родители. Вовремя сказанное одобрительное слово предотвратит появление желания укусить. Нужно хвалить кроху, когда его поведение соответствует вашим просьбам, к примеру, если он угощает сверстников, делится игрушками, считается с желаниями других, проявляет терпение.

         В нужный момент, обняв ребёнка, можно помочь ему ассоциировать своё неагрессивное поведение с приятными ощущениями. Скоро кроха поймёт, что лучше получать позитивную реакцию на своё миролюбивое поведение, чем негативную – на искусанных сверстников.

         В свою очередь, родители и работники детского сада должны своим примером показывать малышу, как следует справляться с гневом и раздражением.

         Хорошим методом профилактики являются ролевые игры с ребёнком. Вот несколько тем для таких психологических тренингов:

·        У ребёнка отбирают игрушку.

·        Малыш рассердился.

·        Кроху ударили или обозвали.

·        Ребёнку страшно.

         Целью таких занятий является возможность научить малыша выражать эмоции исключительно словами, без пускания в ход зубов. Воспитатель сказал, что ваш ребёнок кусает детей. Что делать с этой проблемой? Нужно помочь малышу. В первую очередь следует попробовать разобраться с причиной, вследствие которой у малыша появилась эта вредная привычка. Дальше главной задачей родителей является устранение этого фактора, влияющего на поведение крохи. Взрослые должны запастись терпением и проявить свою мудрость в решении этой проблемы. Главными помощниками в этом станут внимание, объятия и поцелуи. Уверенный в себе ребёнок, которого часто и по делу хвалят, не станет решать вопросы, кусая других детей. И помните, что любовью избаловать нельзя. Благодаря этой статье у вас обязательно получится превратить злого "кусаку" в самого лучшего "целоваку".

         Дети часто становятся кусаками и драчунами, когда им не хватает простого человеческого тепла, которое они по тем или иным причинам недополучают дома от родителей. Тогда ребенок все силы кладет на то, чтобы получить хотя бы отрицательное внимание других людей.

         Медленно растущий, слабый цветок можно ругать часами и даже начать реже поливать в виде наказания. Но разве он от этого станет лучше расти и обильнее цвести?

 

(Автор Елена Довгаль, October 11, 2015)