ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 4-5 ЛЕТ

Что нужно знать родителям об особенностях поведения детей пятого года жизни? Ребенок более широко использует речь как средство общения, это стимулирует расширение его кругозора, открывает перед ним новые грани окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?».

Вопросы к родителям:

 - Задают ли дети вопросы?

- Что их интересует?

- Как вы отвечаете на вопрос ребенка?

Относитесь с пониманием к стремлению малыша познавать окружающее, не оставляйте без внимания его вопросы. Возраст почемучек очень краток (всего один год), потом ребенок перестает интересоваться чем-либо и на любые предложения взрослого отвечает: «Не хочу» и найдет вам сотню причин, чтоб «уйти от деятельности».

У ваших детей активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях. Проявляется в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, 4-х летний ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел (сказочные герои, дальние страны и т.п.). Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Сейчас родителей волнует проблема подготовки к школе. Важно помнить, что здесь главное – всестороннее развитие ребенка, а неумение читать, писать и считать. Уделяйте внимание формированию у ребенка общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств (организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности).

Поэтому, создавайте своим детям условия для игр, разнообразных занятий, посильного труда.

Малыш развивается, становится более выносливым физически. У четырехлетних детей заметно возрастает потребность в движениях, наблюдается значительное совершенствование качества основных движений (бег, прыжки, лазанье). Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

Сохраняется зависимость внимания от интереса к  какой-либо деятельности  и эмоциональной насыщенности. Начинает развиваться устойчивость и возможность произвольного переключения. Длительность занятий  увеличивается до 15-20 минут.

Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев. Записывайте эти фантазии, перечитывайте с ребенком и т.д.

В этом возрасте сверстник становится более значимым и интересным. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения (предпочтения) становятся более устойчивыми. Обращайте внимание на то, с кем играет ваш ребенок, какие игры предпочитают.

Малыши очень подражательны, поэтому они усваивают не только положительные, но и отрицательные примеры. Часто родители жалуются на непослушание, упрямство детей. Послушание – первая и очень важная ступенька дисциплинированности. Его необходимо начинать воспитывать с того момента, как ребенок станет понимать требования окружающих.

Сегодня мы немного поговорим об активном послушании, которое подразумевает сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых. Оно основано на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет.

Давайте обсудим вместе. В чем секрет успеха воспитания послушания? Прежде всего, в единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи. Когда ребенок постоянно ощущает единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка.

Ситуация для анализа.

Глеб собирается идти гулять.

 – Надень пальто, - говорит мать. 

– Не надо, на улице тепло, - возражает отец. 

– Надень, недавно ведь болел! – приказывает мать.

– Не надо, - настаивает отец. 

Мальчик не знает, кого слушать. 

Вопросы:   

 - Каковы последствия подобных воздействий на ребенка? 

- Какое важное педагогическое требование не реализовано?

Объясняйте своим детям, почему необходимо выполнять требования взрослых, например, мыть руки перед едой, не шуметь, не обижать маленьких, аккуратно складывать свои вещи и т.д. Важно помнить, что дети реагируют не только на то, ЧТО вы потребовали, но и на то, КАК вы это сделали. (Упражнение «Ладони», «Ласковое поглаживание») Родителям необходимо предъявлять свои требования спокойно, ласково, контролировать при этом поведение ребенка. Ваши требования должны быть выполнены обязательно. Если ребенок их не выполняет, то требование следует повторить еще раз, но более категорично. Можно не общаться с ребенком до тех пор, пока просьба не будет выполнена. Надо убедить ребенка в необходимости считаться с вашими требованиями. Важно, чтобы у него не накапливался опыт непослушания.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые невротические черты характера. В ряде случаев у детей развиваются патологические качества личности и патологические привычки (мы выделяем онанизм (мастурбацию), сосание пальца, грызение ногтей). У детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, лживость, леность и т.д.

В каждом дошкольном учреждении есть воспитанники, поведение которых существенно отклоняется от нормы. Это могут быть либо излишне подвижные дети – «неуправляемые», агрессивные либо вялые, медлительные, плаксивые, капризные, упрямые и т.п. Родителям необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, знать, какое из них может свидетельствовать о начале нервно-психического заболевания.

            Т. Д. Марцинковская, доктор психологических наук, выделяет основные причины, создающие серьезные нарушения в развитии детей:

- индивидуальные особенности ребенка, связаны главным образом с динамикой работы нервной системы (их еще называют психодинамическими свойствами), их невозможно изменить;

- сильный испуг, глубокое переживание, которое испытал ребенок в результате, например, громкого лая собаки, аварии, пожара, смерти кого-то из близких и т.п.,

- неспокойная, конфликтная ситуация в окружении ребенка;

- эмоционально холодная атмосфера в семье, отгороженность близких;

- авторитарность или попустительство взрослых, завышенные требования, предъявляемые к ребенку или же вседозволенность. 

Все это негативно влияет на психическое состояние малыша и формирование его характера.

Большое значение имеет «эффект переноса», когда родители, сами того не подозревая, переносят свои эмоциональные проблемы (тревожность, страхи, агрессивность) на ребенка. Поэтому, очень важно разобраться в различных негативных проявлениях ребенка и только после этого их корректировать. Если же вы самостоятельно не смогли определить причины отклоняющегося поведения детей, обязательно обращайтесь к специалистам за консультацией.

Родителям следует воспитывать и корректировать не только своих детей, но в первую очередь себя. Недаром говорят, что поведение ребенка – это зеркальное отражение поведения их родителей.


 

Я уже большой! Я знаю,  умею и делаю!

         Ребенок от 4 до 5 лет знает, может, умеет:

      находить отличия между сходными картинками

      складывать паззлы, конструктор по образцу

      собирать пирамидки, коробки форм (вкладыши с разными геометрическими формами)

      запоминать и рассказывать небольшие стихи

      понимать, почему нельзя что-либо делать и объяснять это доступно

      уметь вести беседу: отвечать на вопросы, самостоятельно задавать встречные вопросы

      знать свои полные фамилию, имя и отчество, свой возраст и город проживания...

       В области математики:

       знать все цифры от 0 до 10, называть их в правильной последовательности и в обратной (последнее вполне достаточно от 5 до нуля), уметь считать предметы до 10-и;

       знать основные геометрические фигуры и уметь их правильно показывать (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал);

       выражать в речи расположение предметов в пространстве, одного предмета относительно другого, пользоваться предлогами и наречиями: справа, сверху от…, рядом с…, около, в, на, за .

       В области окружающего мира:

       знать времена года и их приметы;

       уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза - домашние животные; зима, лето, весна, - времена года; кружка, тарелка, ложка – посуда, и т.д.);

       находить лишний предмет в каждой группе (игра «Четвертое лишнее»);

       находить пару каждому предмету (колесо – машина, яблоко – яблоня, гриб - лес);

       различать домашних и диких животных, птиц, овощи, фрукты, цветы, ягоды.

       Что еще должен уметь ребенок в возрасте от 4 до 5 лет:

       самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, молнии

       уметь хотя бы развязывать шнурки

       отлично обращаться с ложкой и вилкой

       уметь проводить прямые линии и ровные круги

       раскрашивать картинки не выходя за их границы

       различать правую и левую руку, правую и левую ногу... 

              Учим ребенка вырезать ножницами

        Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, положительно влияет на развитие речи ребенка.

Выбираем ножницы для ребенка. К выбору ножниц для малыша нужно подойти со всей ответственностью. Главным критерием должны служить безопасность и удобство. Маленькие и почти игрушечные ножницы с ручками в виде животных для обучения вырезанию не подойдут. Они должны быть самые что не на есть настоящие. Выберете в канцелярском магазине ножницы среднего размера с тупыми концами на лезвиях. Хорошо если ручки у ножниц будут резиновыми - они мягче  и не скользят. Ну и, конечно, колечки у ручек ножниц должны подходить по размеру малышу. Лучше если одно колечко будет круглое  (для большого пальчика), а вот другое удлиненное (для указательного и среднего пальчика). Так ребенку будет легче, иначе пальчики разбегутся во все стороны.

Начинаем резать бумагу. Ребенок научился открывать и закрывать ножницы и при этом держать их прямо. Пора начинать пробовать резать бумагу. Начинать лучше с нарезания полосок. Дайте ребенку узкую прямоугольную заготовку цветной бумаги, сложенную пополам. Пополам сложенная бумага плотнее, а значит, ее труднее порвать не правильными движениями ножниц. Затем покажите, как нужно нарезать полоски. А уже из этих полосок с помощью клея-карандаша можно быстро смастерить цветок, гирлянду (они же бусы) и даже целую елку. Так же можно сделать объемную аппликацию травы. Для этого полоску зеленого цвета надрезаем с одного края не до конца и приклеиваем на край альбомного листа. А детали (цветочки, деревья и пр.) можно дорисовать фломастерами.

Вырезаем предметы по контурам. Как только ребенок освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями, например, геометрические фигуры. Сначала квадрат или прямоугольник, затем треугольник или трапецию и только потом - круг и овал. Затем можно пробовать вырезать более сложные фигуры, например, елочку, зайчика. Вырезанные детали так же используйте в аппликациях.

Техника безопасности. Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы - это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. ниже описаны основные правила безопасности использования ножниц:

- ножницы нельзя брать без разрешения;

- ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить;

- ножницы нельзя оставлять в открытом виде;

- нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться;

- ножницы нельзя передавать лезвиями вперед;

- ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх;

- ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться;

- ножницами нельзя вырезать на ходу.

Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами. Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках, особенно если он у вас не один. такую роскошь можно позволить себе только ближе к школьному возрасту. Желаю удачи и творческих идей!

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра « Цифры»

Цель: развитие слуховой памяти, объема внимания.

Возраст: с 4 лет.

Сейчас я покажу тебе ряд цифр.  Их надо запомнить в таком же порядке:

2, 3, 5, 7, 3, 5, 7

Повтори цифры. Расскажи, как запоминал. Посмотри, каким образом эти цифры можно сгруппировать.

Игра «Тут что-то не так»

Цель: развитие произвольного внимания, критичности мышления.

Возраст: с 4 лет

Детям читается текст, их задача найти в нем «нелепицы».

Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал.

Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался.  Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла.

 Игра « Гимнастика внимания»

Цель: развитие произвольного внимания

Возраст: 4- 6 лет

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы, ребята, не зевайте,

Слушайте, что вам скажу

И при этом покажу.

Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать  детей, называя одну часть тела, показывать другую.

 Игра « Самый внимательный»

Цель: развитие объема внимания, умения сосредотачиваться.

Возраст: с 4 лет

 Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.

 Игра «Кто позвал?»

Цель:  развитие внимания, слухового восприятия.

Возраст: с 4 лет

Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.

 Игра «Летает – не летает»

Цель: развитие произвольного внимания

Возраст: с 4 лет

Ведущий, стоя в полукруге детей, по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя любой предмет. Ребенок определяет, может ли этот предмет летать. Если «может» мяч кидается обратно, если нет,  тем же способом со словом «летает», если не летает, мяч возвращают ударом об пол со словом «не летает».

 Игра «Испорченный телефон»

Цель: развитие внимания, слухового восприятия.

Возраст: с 4 лет

1 вариант. Дети садятся в ряд или в круг. Ведущий тихо, на ушко, называет соседу какое-нибудь слово или фразу, тот передает это дальше. Последний из детей называет то, что услышал, после этого слово передает новый ведущий.

2 вариант. Часть детей выходит из кабинета. Ведущий читает небольшой рассказ оставшимся детям. В кабинет входит первый из игроков, находящихся за дверью и кто-то из присутствующих рассказывает ему услышанное. Затем входит второй ребенок, а предыдущий рассказывает ему все, что запомнил из рассказа. Так продолжается вся игра.

Игра «Зеваки»

Цель:  развитие активного внимания.

Возраст: с 4 лет

Играющие  идут по кругу, держась за руки.  По сигналу ведущего останавливаются и делают 4 хлопка, затем поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший,  неправильно задание, выходит из игры.

Игра «Что нового?»

Цель: развитие произвольного внимания

Возраст: с 4 лет

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру.  К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая картину. В это время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.

Игра «Ищи безостановочно»

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 4 лет.

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета, по сигналу один начинает перечислять, а другие дополнять.

 Игра «Гляди, сколько нужно»

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 4 лет

Участвующих в игре ввести в комнату и дать возможность осмотреться. Когда все покинут комнату, спросить, какие 20 различных предметов они в ней видели, какую посуду, одежду и пр.

 Упражнение «Счастливые хрюши»

Цель: развитие концентрации внимания, наблюдательности.

Возраст: с 4лет

Посмотри на рисунки.  Назови как можно быстрее, что отличает одного хрюшу от другого.

Необходимо фиксировать время выполнения задания, количество названных отличий, количество ошибок (повторы, неправильно названные и пропущенные отличия.)

 Игра "Ухо – нос"

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться правилам

Возраст: с 4лет.

По команде «ухо» детям предлагается схватиться за ухо, по команде «нос» - за нос.

          Игра «Разные животные»

Цель: развитие активного внимания, быстроты реакции

Возраст: с 4 лет.

Ведущий объясняет, что когда он будет хлопать в ладоши, ребенок должен будет принять соответствующую позу:

Один хлопок – поза аиста (стоя на одной ноге, поджав другую)

Два хлопка – поза лягушки (присядь пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу)

 Три хлопка – поза коровы (встань на четвереньки и произнести «му-му»).

 

Игра «Тропинка»

Цель: развитие внимания, умения подчиняться правилам.

Возраст: с 4 лет

Дети идут по воображаемой тропинке. Каждый внимательно смотрит куда ступил предыдущий и старается точно следовать по пятам этого ребенка. Двигаться надо медленно и тихо. Это упражнение хорошо использовать в конце занятий или при выходе на прогулку.

 Игра «Игра с флажками»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 4 лет

Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.

 Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора

Возраст:  с 4 лет.

Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля» все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед,  слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся, считается проигравшим.

 Игра «Рыба, птица, зверь»

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 4 лет.

Лучше если в этой игре участвуют несколько человек.  Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь». Тот, на ком остановится считалка, должен быстро назвать, в данном случае зверя. При чем, названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру.  

Если ответ неверный или названия повторяется (задержка ответа), то ребенок выбывает из пары, оставляя свой ход ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Игра «Добавь слово»

Цель: развитее внимания и памяти

Возраст: 4- 6 лет

Первый называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д.

 

Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаемых слов, т.е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание.