ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

            Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок происходит дифференциация представления ребенка о себе, как о  Я-реальном и Я-идеальном (Например, "я могу" и "я не умею").

         К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок  стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника. У ребенка активно развиваются:

- восприятие окружающего мира

- внимание (все свойства внимания: концентрация – способность сосредоточиться на одном или нескольких объектах; распределение – возможность одновременно совершать разные действия и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из поля зрения; объем – способность сознания ребенка охватывать одновременно большое количество объектов в данный момент (до 10 предметов); переключение – способность осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой, быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой; самоконтроль – выполнение задания с требуемым образцом и способность оценить свой результат). Развиваются произвольность и волевые качества, которые позволяют ребенку преодолевать определенные трудности. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

 - память – слуховая, зрительная, опосредованная;

- мышление – понятийное мышление, мыслительные процессы как сравнение, умозаключения, закономерности, классификация, пространственное мышление. Дети проявляют интерес к арифметике и чтению; уже могут решать простые задачки на сложение и вычитание;

 - воображение – в словесном и продуктивно творчестве;

- речь – формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи, словарного запаса; развитие связной речи.

У детей активно развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. К 5-ит годам недостатки воспитания (раздражительность, агрессивность, сквернословие, плаксивость, лень и пр.) ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других. (Например: девочка во время прогулки сильно испачкалась, а когда за ней пришла мама, то сказала, что ее толкнула другая девочка.)

         Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем родителей, так как именно в общении с родными взрослыми ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует правила и нормы поведения. Помните, что ребенка учат не слова (инструкции, наставления), а прямые примеры поведения родных людей.

         Особое внимание уделяйте личностному общению. Общайтесь со своими детьми на самые разные темы; читайте, обсуждайте прочитанное или увиденное, делитесь своими впечатлениями и каждый раз спрашивайте у ребенка, а что он думает по тому или иному вопросу. Во-первых, вы, таким образом, значительно расширите кругозор своего ребенка, улучшите его познавательную, мыслительную и речевую активность. Во-вторых, дадите образец правильной грамотной связной и монологической речи. В-третьих, вы научитесь лучше понимать друг друга, а это так важно в преддверии школьного обучения.

 

         Играйте в самые разные игры, каждый день читайте, беседуйте, наблюдайте, развивайте ручную умелость (учите завязывать шнурки, правильно держать карандаш, пользоваться ножницами и иголкой). Помните, что старшая группа  – это первый этап подготовки к школьному обучению.  Искренне желаю успехов вам и вашим детям!