ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

            Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок происходит дифференциация представления ребенка о себе, как о  Я-реальном и Я-идеальном (Например, "я могу" и "я не умею").

         К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок  стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника. У ребенка активно развиваются:

- восприятие окружающего мира

- внимание (все свойства внимания: концентрация – способность сосредоточиться на одном или нескольких объектах; распределение – возможность одновременно совершать разные действия и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из поля зрения; объем – способность сознания ребенка охватывать одновременно большое количество объектов в данный момент (до 10 предметов); переключение – способность осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой, быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой; самоконтроль – выполнение задания с требуемым образцом и способность оценить свой результат). Развиваются произвольность и волевые качества, которые позволяют ребенку преодолевать определенные трудности. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

 - память – слуховая, зрительная, опосредованная;

- мышление – понятийное мышление, мыслительные процессы как сравнение, умозаключения, закономерности, классификация, пространственное мышление. Дети проявляют интерес к арифметике и чтению; уже могут решать простые задачки на сложение и вычитание;

 - воображение – в словесном и продуктивно творчестве;

- речь – формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи, словарного запаса; развитие связной речи.

У детей активно развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. К 5-ит годам недостатки воспитания (раздражительность, агрессивность, сквернословие, плаксивость, лень и пр.) ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других. (Например: девочка во время прогулки сильно испачкалась, а когда за ней пришла мама, то сказала, что ее толкнула другая девочка.)

         Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем родителей, так как именно в общении с родными взрослыми ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует правила и нормы поведения. Помните, что ребенка учат не слова (инструкции, наставления), а прямые примеры поведения родных людей.

         Особое внимание уделяйте личностному общению. Общайтесь со своими детьми на самые разные темы; читайте, обсуждайте прочитанное или увиденное, делитесь своими впечатлениями и каждый раз спрашивайте у ребенка, а что он думает по тому или иному вопросу. Во-первых, вы, таким образом, значительно расширите кругозор своего ребенка, улучшите его познавательную, мыслительную и речевую активность. Во-вторых, дадите образец правильной грамотной связной и монологической речи. В-третьих, вы научитесь лучше понимать друг друга, а это так важно в преддверии школьного обучения.

 

         Играйте в самые разные игры, каждый день читайте, беседуйте, наблюдайте, развивайте ручную умелость (учите завязывать шнурки, правильно держать карандаш, пользоваться ножницами и иголкой). Помните, что старшая группа  – это первый этап подготовки к школьному обучению.  Искренне желаю успехов вам и вашим детям!

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Упражнение на развитие зрительного внимания

Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности

Возраст: с 5лет.

1.                 закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь

2.                 закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.

3.                 не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

4. сидя с закрытыми глазами в течение 2-х минут, перечисляй, все звуки, которые ты будешь слышать.

 Игра «Будь внимателен к словам»

Цель: развитие  устойчивости внимания

Возраст:  с 5 лет

Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.

 Игра «Слово заблудилось»

Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.

Возраст: с 5 лет

Взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.

На полу из плошки молоко пьет ложка.

На поляне у дубочка собрала кусочки дочка.

Вкусная сварилась Маша. Где большая крошка наша.

На дворе большой  мороз, отморозить можно хвост.

Испеки мне утюжок! – просит бабушку крючок.

 Игра «Художник»

Цель: развитие наблюдательности, объема запоминания.

Возраст: с 5 лет.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет.

Подвижная игра «Воробушки и автомобили»

Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.

Возраст: с 5лет

Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили», другие «воробушек». Ведущий подает сигнал «автомобиля» - гудок, «воробушки» - летите. По своему сигналу воробушки и автомобили выходят из домиков и бегают. Ведущий следит, чтобы «воробушки» - во время прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лапки.

 Игра «Детектив»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Возраст: с 5 лет.

Дети разбиваются по парам, встают лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно изучают внешность друг друга. После этого поворачиваются спиной друг другу и по очереди громко описывают внешность друг друга.

 Игра «Найди ошибки»

Цель: развитие устойчивого внимания, критичности познавательной деятельности.

Возраст: с 5 лет.

Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5- 6 ошибок. Например, на картинке, изображающей детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т.п. Содержание картинки и допущенные ошибки д.б. понятны малышу, чтобы усложнить игру, сделайте ошибки более заметны.

 Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие внимания, умение узнавать предмет по описанию.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы.  Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

 Игра- упражнение «Сравни предметы»

Цель: развитие концентрации внимания.

Возраст: с 5 лет

Пред ребенком ставятся 2 игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем чем отличаются друг от друга. Например: мишка и зайчик. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же рекомендуем сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки.

 Подвижная игра « Платочек»

Цель: развитие внимание, быстроты реакции

Возраст: с 5 лет

Дети встают в круг. Водящий ходит сзади  круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг. Если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что он проиграл. Если он заметит платочек, то должен догнать водящего и осадить. Если это удается водящий остается прежний. Если нет – водит другой.

Игра «Да» и «Нет» не говорить, черное и белое не носить»

Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да - нет», «черное - белое». Взрослые задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки играющие меняются местами.

Игра «Броуновское движение»

Цель: развитие внимания и самоконтроля

Возраст: с 5 лет.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой и ногой.

 Игра «Менялки»

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 5 лет.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те, у кого (светлые волосы, темные глаза). После этого, имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий должен занять место (свободное). Кто остался без стула, становится ведущим.

 Вариант «Менялки игрушек»

Водящий стоит спиной и считает до 10. В это время  некоторые играющие меняются предметами молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Задача водящего угадать, кто с кем поменялся игрушками.

 Игра «Колпак мой треугольный»

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 5лет

Играющие, сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего произносят по одному слову из фразы.

"Колпак мой треугольный

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный

То это не мой колпак"

По кругу фразы повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестами (например: 2 хлопка ладошкой по своей голове)

 

В следующий раз, уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу, играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами.