ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ОТ 11 ДО 16 ЛЕТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ (А. М. ПРИХОЖАН)

         Пубертатный период - время ускорения физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенностями этого периода являются интенсивность и неравномерность развития и роста организма - "пубертатный скачок", что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация). С фактом полового созревания связано то, что подростковый возраст является периодом дебюта ряда серьезных заболеваний, в том числе и психических.

         Педагогам и родителям подростка необходимо знать последовательность и ориентировочное время появления тех или иных признаков, так как это оказывает заметное влияние на поведение подростков, их психологические особенности. Проблемы, прямо или косвенно связанные с половым созреванием, занимают существенное место среди запросов к психологу как от взрослых, так и от подростков.

         Особое внимание следует обратить на возраст 13 лет - время, когда у девочек заканчивается первая фаза пубертатного развития (11-13 лет) и начинается вторая (13-15 лет), а у мальчиков бурно начинается первая фаза пубертатного развития, которая продолжается примерно с 13 до 15 лет. <...>

         Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения - все это отражается на функциональных состояниях подростка. 11-12 лет - период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомления, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости еще не может не только проконтролировать, но и понять. Несмотря на значительные индивидуальные различия между детьми, в целом можно сказать, что в это время увеличивается количество обид, ссор между детьми, а также между детьми и взрослыми (укажем, кстати, что в последнее время отмечается, что эти ссоры часто проходят в гораздо более грубой и резкой манере, чем раньше). Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению к взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью. Эта ситуация усугубляется влиянием начинающегося (у мальчиков) или интенсивно проходящего (у девочек) полового созревания, что способствует еще большему возрастанию импульсивности, частой смене настроений, воздействует на остроту восприятия подростком "обид" со стороны других людей, а также на форму выражения обид и протеста.

         Обидчивость, плач без какой-либо видимой (а часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроений наиболее характерны для девочек. Особенно это обостряется в дни менструаций.

         У мальчиков возрастает двигательная активность, они становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими. У многих школьников в этот период наблюдаются частичные нарушения координации и точности движений, они становятся "неуклюжими", "неловкими".

         В 13-14 лет нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и ее падения, вплоть до внешнего полного изнеможения. Усталость наступает быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. Снижаются работоспособность и продуктивность, у мальчиков в 13-14 лет резко увеличивается количество ошибочных действий (у девочек "пик ошибок" отмечается в 12 лет).

         Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40-50 мин, то у подростков оно наблюдается через 8-10 мин (А.Б.Леонова, 1990).

         С повышенной утомляемостью связано явление специфической "подростковой лени". Часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток все время хочет лежать, не может стоять прямо: постоянно стремится на что-нибудь опереться, а на просьбы отвечает: у меня нет сил. Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость. При таких жалобах следует рекомендовать родителям давать подростку отсроченные поручения с тем, чтобы он сам определял время их выполнения, обучать восстановлению физических сил, разъяснять ценность усилия над собой и знакомить его со способами осуществления этого усилия. Эффективно проведение психологического тренинга регуляции состояний.   Вместе с тем родителям и педагогам важно объяснять причины такой "лени", советуя иногда давать подростку возможность полежать подольше. Но этим нельзя ограничиваться. Важной стороной работы психолога является дифференциация случаев подобной "лени" от сходных по формам выражения проявлений эмоциональных расстройств, прежде всего депрессии.

         Реакции подростка часто не соответствуют силе и значимости ситуации. Обобщая совершенно разные и объективно далекие друг от друга события, явления, он реагирует на них одинаково, что проявляется во внешне необъяснимом безразличии подростка к значимым для него вещам и в бурной реакции по малозначительным поводам.

         Происходящие в моторной сфере изменения: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменение пропорций тела -приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений. Отмечается временное нарушение координации: подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они нередко что-то ломают, разрушают. Поскольку такие явления часто совпадают со вспышками негативизма подростка, снижающими или блокирующими возможности его самоконтроля, то создается впечатление, что в подобных разрушениях наличествует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы.

         С нарушением двигательного контроля бывают связаны и тяжелые последствия подростковых драк, когда школьник, не привыкший еще к новым, увеличенным размерам своего тела, оценивая возможности управления им на основании своего прежнего опыта и поэтому неправильно рассчитывая силу удара, наносит другому подростку травму.

         Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы глаз-рука и ее построение на новом уровне во многом нередко ведут к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании.

         Процесс созревания влияет и на развитие речи, особенно у мальчиков. Их речь становится более лаконичной и стереотипной, что проявляется в специфической "глагольной речи" многих мальчиков-подростков. С этим связаны также определенные трудности письменной речи, особенно у мальчиков. Известно, что в отрочестве девочки, как правило, лучше выражают свои мысли в письменной форме, чем мальчики. Однако в дальнейшем, после 14-15 лет, мальчики, как правило, не только догоняют в этом отношении девочек, но часто и опережают их в этом умении. В связи с особенностями развития речевой сферы подростки часто замедленно реагируют на то, что им говорят. Очевидными следствиями этого являются нередкие жалобы на непонимание подростками объяснений учителя, на то, что "им надо двести раз все повторять".

         Описанные выше особенности развития моторной и речевой сферы требуют особого внимания к этим областям как педагогов, так и психологов. Следует помнить, что подростки очень переживают собственную "неуклюжесть" и "косноязычие", повышенно чувствительны как к насмешкам по этому поводу, так и к оказываемой помощи. Поэтому необходимы специальные занятия по развитию моторики, устной и письменной речи подростка. Подростковый возраст - период, когда многие функции активно формируются и развиваются, например, это наиболее благоприятное время для овладения многими наиболее сложными движениями, важными для спорта, трудовой деятельности. Если в период специфической неловкости и нарушения координации движений не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется или компенсируется с большим трудом. Именно поэтому рекомендации психолога должны быть направлены на развитие и активное формирование психологических структур и функций.

         Сказанное важно учитывать при организации психологической работы с подростком. Так, из-за неправильного выбора времени, неучета функционального состояния школьников могут возникнуть значительные диагностические ошибки. Трудности выполнения ряда тестов или коррекционных заданий бывают связаны с вызываемыми ими состояниями монотонии. Особенности развития речевой сферы, в том числе существующие здесь половые различия, необходимо иметь в виду при использовании некоторых диагностических приемов, в частности метода свободных описаний, незаконченных предложений.

Практическая психология образования /

 

Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997. - С. 341-345. 

ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

         Подростковый возраст подразделяется на два периода: пубертатный (младший подростковый): 11-12-14-15 лет; юношеский (ювенильный): 16—20 лет.

         Пубертатный период характеризуется физиологическими изменениями в организме при половом созревании, сопровождающемся и психологическими явлениями. Основными задачами развития пубертатного периода являются следующие:

- сепарация (отделение ребенка от своих родителей) и индивидуация;

- развитие самоопределения;

- определение референтной группы (социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций);

- развитие половой идентификации;

- развитие личной системы ценностей;

- формирование жизненных целей.

         Выделяют пять сфер амбивалентности (двойственности) подростка:

1. Бунт против контроля со стороны взрослых - потребность в руководстве;

2. Желание близости - страх интимности;

3. Испытание и проверка на прочность внешних границ - поддержка и забота со стороны взрослых;

4. Мысли о будущем - ориентация на настоящее;

5. Сексуальное созревание - психическая неготовность к сексуальному опыту.

         Младший подростковый возраст распадается на две фазы - негативную и позитивную, или фазу влечений и фазу интересов. Первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов (отсюда ее протестный, негативный характер) и с процессами развития новых влечений. Вторая характеризуется вызреванием нового ядра интересов.

         В этом возрасте формируется «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Если родители относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз его более благоприятен. Если же к подростку, исследующему «чувство взрослости», относятся как к ребенку, то возникают некоторые трудности подросткового возраста, которые проявляются в конфликте, взаимном непонимании.

         Существуют два основных пути протекания данного кризиса:

- Кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, протест и бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, это заявление: «я уже не ребенок»;

- Кризис зависимости. Его симптомы - чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той позиции и системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности: «я ребенок и хочу им оставаться».

         Как правило, подросток занимает двойственную позицию, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция, речь идет только о том, какая из них доминирует. В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, отстаивая перед взрослыми свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от них помощи, поддержки и защиты, ждет (конечно, неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Поэтому повышенно-либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий, но при этом аргументированный запрет после кратковременной вспышки негодования, напротив, ведет к успокоению, способствует эмоциональному благополучию.

         Трудности подросткового возраста также могут проявляться в следующем: негативизм, интеллектуализация, склонность к анализу, подростковая депрессия, проблемы восприятия своего физического образа.

         Распространенным симптомом пубертатного кризиса является также суицидальное поведение. В этом периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Во многих европейских странах оно настолько распространено, что занимает второе-третье место среди причин смертности людей данного возраста.

         Главная задача развития в период юности - поиск своего места в мире взрослых — переживается молодыми людьми зачастую очень остро, носит характер кризиса. Однако бегство от кризиса в этот период только задерживает развитие человека. Молодые люди, которые достойно принимают этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее, обретают способность управлять своей судьбой.

         Основным содержанием кризиса юности, так же как и подросткового кризиса, является кризис идентичности. Формы идентичности пластичны и имеют возрастную динамику. При переходе с одной стадии, с ее характерной формой идентичности, на другую неизбежно возникает кризис идентичности. Таким образом, кризис идентичности не является специфической принадлежностью подросткового возраста (когда он наиболее ярок), а проявляется на всех стадиях возрастного развития, в том числе и в юности.

         Кризис идентичности в юности дополняется или же сменяется кризисом интимности. Межличностные отношения могут при этом стать стереотипными, а сам человек оказаться в состоянии психологической изоляции. Особое значение в этот период приобретает чувство одиночества. Нужно подчеркнуть, что это именно чувство, а не фактическое одиночество. Кроме того, на протекание юношеского кризиса влияют итоги развития в подростковом возрасте.

Источник: 

 

Шапарь В.Б., Практическая психология. 

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ РЕБЕНКА

(пубертатный период): угревая сыпь (акне), анемия, гинекомастия

 

Период полового созревания и пубертат (от лат. pubertas – "возмужалость, половая зрелость"). Половое созревание – это процесс, когда в организме ребёнка происходят процессы, в результате которых он становится взрослым человеком. Половое созревание включает в себя ряд физиологических этапов, итогом которых является достижение половой зрелости и развитие вторичных половых признаков, характерных для мужского или женского пола. Половая зрелость зачастую включает в себя не только ряд биологических или физических преобразований в организме ребёнка, но также изменению подвергается и психологическое, и эмоциональное поведение.

Наступление полового созревания у людей разнится. У девочек половая зрелость обычно наступает в возрасте от 10 до 14 лет, в то время как у мальчиков этот процесс происходит обычно позже, в возрасте от 12 до 16 лет. Также наступление половой зрелости может разниться у некоторых народов. Так, например, у некоторых африканских девушек половое созревание начинается несколько раньше, в возрасте от 9 до 14 лет.

В современном мире отмечается тенденция к более раннему половому созреванию у девочек-подростков, чем это было ранее. Например, средний возраст наступления менструаций у девочек было 15 лет в 1900 году. К 1990-м годам этот средний показатель снизился до 12 с половиной лет. Эти изменения, прежде всего, связаны с изменением пищевого режима, а также условиями окружающей среды.

Сроки наступления полового созревания не до конца изучены, – вероятно, сроки определяются рядом факторов. Одна из теорий предполагает, что в наступление половой зрелости большую роль играет достижение критической массы тела. Было предположено, что рост детского ожирения может быть связан с тенденцией к раннему началу полового созревания среди населения в целом в последние годы.

Было предположено, что гормон лептин,вырабатываемый жировыми клетками (адипоцитами) организма, выступает в качестве возможного посредника, определяющего сроки полового созревания. В исследованиях на животных было продемонстрировано, что дефицит лептина в организме ведёт к задержке полового созревания и увеличение лептина в организме животного приводит к началу полового созревания. Кроме того, известно, что девочки с более высокой концентрацией гормона лептина в организме, имеют более высокий процент содержания жира в организме и более раннее начало полового созревания, чем девочки с низким уровнем лептина.

Лептин, вероятно, оказывает влияние на гипоталамус, который способствует высвобождению гонадотропин-рилизинг гормона (ГнРГ). Данный гормон в свою очередь передаёт сигнал в гипофиз, где высвобождается лютеинизирующий гормон (ЛГ) и фолликулостимулирующий гормон (ФСГ). Как известно, ЛГ и ФСГ, секретируемые в гипофизе, выполняют основную роль в возникновении полового созревания.

Важная роль для своевременного полового созревания принадлежит генам в цепочке ДНК. Было обнаружено, что ген, известный как GPR54, кодирует белок, оказывающий влияние на секрецию ГнРГ в гипоталамусе.

Начало полового созревания имеет типичную картину, как для мальчиков, так и для девочек. Для большинства девушек первый признак полового созревания – это увеличение грудных желез, которое происходит в среднем в возрасте около 11 лет. Следующим этапом и другим признаком полового созревания является рост волос на лобке, одновременно с этим или позже начинается рост волос в подмышечных впадинах. Реже рост лобковых волос предшествует увеличению грудных желез. Наступление менструаций (месячных) обычно является последним этапом и происходит в среднем через два года после наступления половой зрелости.

Регулярная овуляция, соответствующая детородной функции, как правило, устанавливается быстро и характеризуется установлением относительно равного периода времени между менструальными циклами. Девочки с более поздним началом менструации (после возраста 13), как правило, имеют менее регулярные овуляторные циклы в первые годы после начала менструации. Исследования показали, что среди половины девочек-подростков, у которых начало менструального цикла происходит после 13 лет, то в течение последующих 4-5 лет овуляторные циклы буду иметь нерегулярный характер.

Первым признаком начала полового созревания у мальчиков является увеличение размеров яичек. Увеличение яичек у мальчиков начинается приблизительно в 11-12 лет и длится около шести месяцев. После увеличения яичек происходит увеличение в размерах полового члена. Увеличение яичек и рост полового члена почти всегда происходят перед появлением ещё одного признака полового созревания – лобковое оволосение. Одновременно или несколько позже начинают расти волосы в подмышечных впадинах. В последующем происходит изменение голоса, он становится более низким, также наблюдается прирост мышечной массы. Рост волос на лице происходит в последнюю очередь. Юноша достигает половой зрелости, когда становится фертильным (способным производить потомство), – этот процесс характеризуется появлением спермы. Первые семяизвержения наблюдаются, как правило, в виде поллюций.

Период полового созревания, как правило, сопровождается быстрым ростом в высоту, называемым скачком роста. Во время полового созревания достигается около 17-18% от всего роста. Хотя увеличение роста происходит как за счёт туловища, так и за счёт конечностей, однако рост конечностей наблюдается несколько раньше. Всплеск роста отмечается намного раньше у девочек, чем у мальчиков. В среднем по половому созреванию девочки опережают мальчиков на 2-3 года.

Рост и минерализация костей. Период полового созревания сопровождается ростом костей и увеличением плотности костной массы, как у мальчиков, так и у девочек. Происходит наращивание пика минеральной плотности кости. У девочек пик минерализации костной ткани приходится на время наступления менструации. Исследования показали, что увеличение ширины костей предшествует повышению содержания минеральных веществ костной ткани. Таким образом, присутствует некоторый временной промежуток, когда плотность костной ткани снижена. В этот период времени риск переломов костей скелета возрастает.

Изменения в массе тела происходит как у мальчиков, так и у девочек. У девочек-подростков откладывается больше жировой ткани, чем у мальчиков. Распределение жировой ткани у девочек происходит преимущественно в нижней части тела, что приводит к появлению округлостей. Хотя и у мальчиков также увеличивается количество жировой ткани в организме, однако рост мышечной ткани, несомненно, преобладает. К концу периода полового созревания, мышечная масса у мальчиков примерно в полтора раза больше, чем у девочек.

Во время полового созревания происходит общее увеличение выносливости и силы за счёт развития сердечнососудистой и лёгочной системы, что приводит к увеличению работоспособности этих органах. Эти изменения более выражены у мальчиков.

Хотя половое созревание представляет собой нормальный физиологический процесс, а не болезнь, многие заболевания могут проявляться именно в этот период. Некоторые состояния, ассоциированные с половым созреванием:

·         Угревая сыпь (акне) – воспаление сальных желез и волосяных фолликулов кожи, которые наиболее ярко проявляются на лице. Гормональные изменения в период полового созревания приводят к появлению акне у многих подростков, как мальчиков, так и девочек.

·         Гинекомастия – термин, используемый для описания увеличения мужской груди за счёт подкожного жира. Гормональные изменения в период полового созревания могут привести к транзиторной гинекомастии у мальчиков с нормально протекающим половым созреванием, данное явление обычно длится от 6 до 18 месяцев. Пубертатная гинекомастия встречается в среднем у половины мальчиков в возрасте примерно 13 лет.

·         Анемия. Нормальный пубертатный период у мальчиков сопровождается увеличением ферритина (железа) и концентрацией гемоглобина крови, что обусловлено изменением рациона и потреблением пищи с большим количеством мяса. Девочки-подростки, как правило, потребляют меньше железосодержащих продуктов, чем мальчики, что в сочетании с потерей крови во время менструального цикла может приводить к развитию железодефицитной анемии у девочек-подростков.

·         Заболевания, передаваемые половым путём (ЗППП): Если подростки становятся сексуально активными в период полового созревания, они подвержены риску заражения ВИЧ и других инфекций, передающихся половым путём.

·         Сколиоз. Из-за быстрого роста костного скелета период полового созревания у подростков может развиваться сколиоз (искривление позвоночника).

·         Изменение зрения. Близорукость (миопия) имеет широкое распространение в период полового созревания по причине неравномерного увеличения осевого диаметра глаз.

·         Травмы костно-мышечной системы. Подростки могут быть особенно подвержены травматическому повреждению мышечной и костной систем во время полового созревания. Поскольку рост костей обычно предшествует полной минерализации костной ткани, подростки подвержены риску перелома костей. Кроме того, поскольку рост конечностей обычно опережает рост остальных частей тела, некоторые суставы могут быть ограничены в подвижности, что увеличивает риск растяжения связок и переломов костей.

 

·         Дисфункциональные маточные кровотечения встречается у девушек, с недавно начавшимися менструациями. Дисфункциональные маточные кровотечения часто сопровождаются нерегулярными или болезненными менструальными кровотечениями.

 

10 ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКА И СОВЕТЫ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ

Противоречивость поведения и отношения подростка к родителям становится вызовом для многих. В этот период взросления родители принимают как удачные, так и неудачные решения в отношении воспитания своего ребенка. И важно понимать, что ошибки будут обязательно – это нормально, они не фатальны и не испортят ваши отношения с ребенком. Они просто создают новые ситуации, с которыми вам предстоит справляться вместе.

1. Вы настаиваете на откровенности

Как это выглядит. Вы замечаете, что ребенок стал закрываться от вас, у него появились секреты: какие-то вещи он рассказывает своим друзьям, но не допускает к этому вас. Вы чувствуете, что отдаляетесь, утрачиваете контроль и близость к ребенку – и начинаете настаивать на том, чтобы подросток был более открыт, больше доверял, советовался и обсуждал с вами свои дела. Вам хочется быть самым близким и важным человеком, другом для своего сына или дочери.

При этом ситуация и вся жизнь подростка изменились: в ней родители остаются действительно важными людьми, но одновременно появляется и потребность выстраивать близкие отношения со сверстниками. Подростку важно чувствовать свою независимость, опираться на собственное мнение.

Последствия. Чем больше вы давите на подростка, настаиваете на его откровенности или уговариваете его стать вашим лучшим другом, тем сильнее он начинает от вас закрываться и защищать свое личное пространство. Он находит различные способы избегать откровенности, сохранять свои секреты и дистанцию, порой обманывает. Вас это начинает беспокоить еще сильнее – и от этого давление только усиливается, что, в свою очередь, приводит к более жесткому противодействию со стороны подростка. И так круг замыкается.

Другой возможный вариант развития событий: в ответ на закрытость подростка родители начинают вести себя симметрично – отстраняются от обиды. Подросток, видя подчеркнуто холодное отношение родителей, чувствует себя ненужным, неважным семье.

Наш совет. Создайте атмосферу, которая поможет подростку убедиться: родители рядом, готовы принять его, когда он сам будет готов. Говорите ему, что вы не настаиваете на его открытости, но всегда рядом и выслушаете. Но это двусторонний процесс: доверие к родителям требует большого доверия и от родителей.

2. Вы игнорируете мнение подростка

Как это выглядит. Вы часто предлагаете ребенку что-то, но так, будто вы заранее понимаете, чего он хочет: например, суп, или теплую шапку, или добрый совет. И когда он отказывается, просто игнорируете его отказ. Ведь вам-то виднее, и вы уверены, что если он попробует суп, то обязательно поймет, передумает и потом еще спасибо скажет.

Последствия. Ребенок ведет себя агрессивно, может отвечать грубо. Родитель обижается, происходит конфликт. Или ребенок поддается на уговоры и вашу настойчивость и в какой-то момент теряет способность принимать решения самостоятельно, ожидая от окружающих, что они сделают это за него.

Наш совет. Поддерживайте инициативу и самостоятельность подростка, с вниманием относитесь к его желаниям, но не старайтесь их предугадывать. Иногда родителям следует отступить и довериться мнению подростка: если он говорит, что не хочет, то, скорее всего, он и не хочет. Важно давать ребенку возможность получить собственный опыт: даже если он отказывается от чего-то очевидно хорошего или полезного, пусть он сам это обнаружит!

3. Вы нарушаете личное пространство

Как это выглядит. Из желания оградить ребенка от возможных опасностей родители могут начать проверять его карманы, сумку, переписку. Может казаться, что это единственный доступный способ узнать что-то про своего ребенка, особенно в какой-то волнующей или рискованной ситуации.

Последствия. Поступая таким образом, вы обесцениваете личное пространство подростка, а ведь он еще только начинает пробовать обходиться с ним. Это сильно подрывает его доверие как к родителям, так и к самому себе.

Наш совет. Представьте себе обратную ситуацию: подросток будет тайно или явно вторгаться в личное пространство или секреты родителей. Разумеется, это неприятно! Контроль, безусловно, необходим, это важная функция родителя, и ребенок будет перенимать те отношения, которые приняты в семье.

Хорошо, когда такой контроль становится результатом открытой и честной договоренности между родителями и ребенком.

4. Вы не всегда последовательны

Как это выглядит. Бывает, что, пытаясь добиться желаемого (чтобы ребенок сделал уборку или учился усерднее), родители прибегают к нереалистичным обещаниям или угрозам. Например, вы обещаете забрать подростка из лагеря по первому требованию, если ему там не понравится, или угрожаете отправить его в интернат, если обнаружите, что он начал курить.

Последствия. Подростки очень категорично относятся к любым обещаниям, приятным или нет, и рассчитывают на их исполнение. В случае, когда они встречаются с невыполненными обещаниями, они постепенно просто перестают верить им. И тогда родители становятся для подростка людьми, которые говорят пустые слова, к которым не стоит прислушиваться, из отношений исчезает доверие, что затрудняет заключение любых договоренностей с подростком в дальнейшем.

Наш совет. Важно воздерживаться от явно невыполнимых угроз вроде «выгоню из дома». Это непросто: обычно такие вещи мы говорим, испытывая сильный гнев и бессилие. Нереалистичные же обещания обычно даются, когда важно добиться от ребенка сиюминутного согласия без оглядки на возможное развитие событие в будущем. Тщательно продумывайте обещания подростку и будьте готовы выполнить их. 

5. Вы непредсказуемы в проявлениях доброты и злости

Как это выглядит. Бывает, что наши чувства проявляются с опозданием. Мы можем долго терпеть неприятное или раздражающее поведение близкого человека из желания быть с ним мягче. Накопленное таким образом раздражение может потом проявиться через резкое и неожиданное для подростка действие: жесткие слова, сильное наказание.

Аналогичная история возникает с накоплением чувства вины или неловкости перед своим ребенком. Все люди так или иначе порой совершают поступки, о которых потом жалеют. Родители же обычно жалеют особенно сильно, когда они задевают или ранят своего ребенка. Например, задерживаясь долго на работе или лишая подростка своего внимания по какой-то другой объективной причине, родители накапливают в себе невыраженное чувство вины, которое потом обязательно находит выход – в форме подарков, поблажек, отмены наказаний или отмены обязанностей.

Последствия. Родители начинают казаться ребенку ненадежными и непредсказуемыми. Как следствие – у ребенка появляется страх нереалистичного наказания, когда за незначительными ошибками внезапно следуют жесткие последствия или, наоборот, ощущение вседозволенности.

Наш совет. Важны смелость признавать свою вину, умение искренне просить прощения – этому дети учатся, в первую очередь, в семье, у своих родителей. А подобные навыки очень пригодятся в жизни!

6. У вас размытые требования

Как это выглядит. Родители обычно хотят для своих детей лучшего: чтобы они лучше учились, лучше общались. Часто это желание облачено в не слишком ясные формулировки вроде «веди себя как следует», «учись лучше», «заведи нормальных друзей», «будь хорошим человеком». Важно понимать: хотя на уровне здравого смысла подростки и могут понять такое требование, но на уровне их реализации им очень сложно соответствовать таким требованиям, поскольку критерии довольно размыты.

Последствия. Подростку становится непонятно, что от него хотят, к чему он должен стремиться. Это приводит к расхождению во мнениях между подростками и родителями: первые считают, что уже соответствуют предъявленным требованиям в полной мере, а вторые – что всегда есть к чему стремиться. Конфликты на этой почве могут быть длительными.

7. Вы надеетесь на понимание и ждете сопереживания

Как это выглядит. Вы верите, что подросток «сам должен все понимать», поэтому не устанавливаете правил. Да, подростки, и правда, хорошо понимают многие вещи – но по-своему. Сложность возникает в тот момент, когда обнаруживается расхождение точек зрения. Представления подростка могут сильно отличаться от родительских, ведь они зависят от его уникального личного опыта, возрастных задач и социальной ситуации, в которой он находится.

Часто также предполагается, что подросток должен сопереживать и сочувствовать родителям, столкнувшимся со сложностями при его воспитании. Но подростки обычно не в состоянии оказывать такого рода поддержку, в этом возрасте подобное им еще не по силам – да и не нужно. Иногда через просьбу о сопереживании родители пытаются добиться желаемого: чтобы ребенок лучше учился, чтобы не расстраивал родителей.

Последствия. В результате возникает много раздражения друг к другу, отношения становятся напряженными. Часто подростка больше возмущают не сами высказанные вами ожидания, а их форма, идея долженствования. А ребенок, на которого возлагается сложная задача «понимания» родителя, начинает чувствовать вину и бессилие, становится закрытым, отстраненным.

Наш совет. Эта сложность может быть преодолена за счет диалога и ясных договоренностей. Родители могут чуть меньше надеяться на безусловное понимание со стороны ребенка и чуть больше опираться на честность и открытость своих желаний в отношениях. Все мысли, идеи, пожелания имеет смысл проговаривать вслух и обсуждать, чтобы убедиться, что и подросток, и родитель понимают их одинаково. За эмоциональной же поддержкой лучше обращаться к взрослым. Кроме того, чтобы добиться от ребенка желаемого, ясно обозначайте тот ущерб или последствия, которые произошли в результате нежелательного поведения. Вместо: «Меня бесит твоя грязная обувь», – скажите: «С твоих ботинок натекла лужа, вытри ее».

8. Вы обесцениваете чувства подростка

Как это выглядит. Ребенок говорит о чем-то важном для него, о своих переживаниях, возможно, связанных с отношениями. Родители не придают этому значения и говорят, что эта проблема не стоит внимания, или отмахиваются от разговора, ссылаясь на усталость. Также вы можете не обращать внимания на страхи или опасения ребенка, или в те моменты, когда ему требуется поддержка, вы его отвергаете или высмеиваете. Иногда случается так, что родители снижают значимость чувств подростка, исходя из стремления его поддержать: подростковую влюбленность вы можете счесть несерьезной и мимолетной, а для подростка это чувство настоящее и очень сильное.

Последствия. Ребенок чувствует себя отвергнутым и отстраняется, закрывается еще сильнее. Или начинает протестовать против родителя и вести себя агрессивно.

Наш совет. Подростки бывают склонны все драматизировать, и иногда родителям стоит снижать накал страстей. Но важно делать это с уважением к тем чувствам, которые он переживает. Старайтесь воспринимать всерьез переживания, сообщайте ребенку, что он понят и принят, что его чувства важны, что можно посмотреть на эту ситуацию с другой стороны. Делать это следует деликатно и ненавязчиво. Это увеличивает доверие и открытость между вами.

9. Вы живете жизнью ребенка

Как это выглядит. Конечно, ребенок всегда занимает главное место в жизни родителей, но случается, что жизнь мамы и папы становится полностью сосредоточена на нем, его проблемах, потребностях.

Последствия. Родитель становится настолько погружен в разрешение проблем ребенка, что собственная жизнь начинает блекнуть. Ребенок, наблюдая за таким пренебрежительным отношением родителей к самим себе, постепенно утрачивает и собственный интерес к ним. Такая ситуация опасна еще и постепенным истощением: тратя всю энергию, не имея опоры и поддержки извне, родители могут оказаться без сил, которые необходимы для выстраивания отношений с ребенком.

Наш совет. Будьте внимательны к собственной жизни. Общайтесь с друзьями, найдите хобби и другие ресурсы для восстановления сил и получения удовольствия от жизни. Родитель при этом становится только привлекательнее для подростка: он начинает быть живым человеком, с кем хочется поговорить и побыть рядом.

10. Вы говорите: «Мы такими не были»

Как это выглядит. Вам сложно принять начавшийся подростковый кризис. Дети демонстрируют протестное поведение, агрессию, желание отстраниться, а вы не можете адаптироваться к новым обстоятельствам, поверить в то, что это нормально и что с вами когда-то тоже происходило что-то подобное.

Последствия. Вам сложно принимать своего ребенка, ведь вы искренне считаете, что он должен развиваться так же, как развивались вы, реагировать на события так же.

Наш совет. Важно уметь отстраниться от своего опыта. Мир сильно изменился, и протекание подросткового кризиса тоже изменилось. Постарайтесь научиться воспринимать своего ребенка как отдельную, самостоятельную личность.

Автор: 

Мария Завалишина,

 

консультант психологического центра «Перекресток»