РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ

ТРИУМФ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Вот и закончилось раннее детство. Как изменился малыш! Маленький человечек, владеющий всеми основными движениями, хорошо говорящий, рассуждающий и знающий очень многое, он по-прежнему эмоционален, игрив и подвижен, но уже умеет себя сдерживать, если это необходимо. В ребенке ярко просматриваются черты развивающей личности.

В своих играх малыш отражает мир, в котором живет, он копирует поступки взрослых, воспитывающих его. Для дальнейшего развития и воспитания очень значима окружающая среда. Ребенок испытывает потребность в новой информации об окружающем мире, потребность в развивающих занятиях. Мир расширяет перед ним свои горизонты. Детское любопытство перешло в прекрасное качество – любознательность. Малыш быстро усваивает новое, если оно преподносится на уровне его возрастного восприятия. Обучаемость - еще одно прекрасное качество, которое он приобрел в ранние годы. Малыш полюбил книги, у него появились любимые герои, он с удовольствием запоминает потешки, стихи, песенки.

Гуманные чувства ко всему живому, братьям нашим меньшим становятся чертой личности ребенка, если вы уделяли этому внимание.

Если вы учили ребенка видеть красоту окружающей природы, он не только эмоционально откликается на нее, но и выражает желание передать свои ощущения в творчестве – рисунке, лепке. Конструктивные способности проявляются не только в строительных играх, но и во всех видах деятельности (поделки из бумаги, природного и бросового материала и др.).

После 3-х лет малыш вступает в новую эпоху своей жизни, в новый возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый возраст прекрасен по-своему, но важность и очарование дошкольного возраста нужно подчеркнуть особо.

Это возраст, когда воображение начинает работать так ярко и так интенсивно, что трудно отличить выдуманное от реального.

Это возраст, когда игра и жизнь неразделимы настолько, что бывает сложно определить, играет ребенок или нет, потому что он все делает играя.

Это возраст активного действия: невозможно заставить малыша посидеть немного спокойно, молча. Желание что-то делать – бегать, прыгать, играть с игрушками, говорить – переполняет дошкольника.

Это возраст, когда в жизнь ребенка входят сверстники. Общие игры, ссоры, привязанности, согласие и разногласия постепенно заполняют круг его интересов.

Это возраст, когда каждый день приносит что-то новое. Малыш открывает мир: знакомится с людьми, природой, окружающими предметами, узнает о добре и зле.

Это возраст, когда ребенок уже может рассказать об увиденном, о том, что его волнует, что он хочет. Поэтому впечатления дошкольного детства надолго остаются в памяти человека и нередко согревают его жизнь в зрелые годы.

Словом, это, наверное, самая счастливая пора детства, в которой многие писатели, поэты и художники черпали свое вдохновение.

Дошкольное детство приносит радость и взрослым, находящимся рядом с малышом. В этот период ребенок еще очень привязан к маме, папе, воспитателю, полностью открыт для них (в дальнейшем эта очаровательная детская непосредственность, увы, теряется). В то же время это уже не беспомощный младенец, а достаточно самостоятельный человек со своими желаниями и представлениями. С ним многое можно делать вместе, его можно увлечь играми, рассказами, занятиями. Общаясь с детьми, взрослые как бы заново переживают счастливую пору дошкольного детства.

 

Желаем всяческих успехов Вам и Вашему малышу!

КРИЗИС 3-Х ЛЕТ или "Я САМ!"

           Вашему малышу скоро 3 года или уже есть. С каждым днем он становится все самостоятельнее, но не всегда это радует родителей.

- Я сам!, - говорит карапуз, и фарфоровая чашка неминуемо летит на пол.

- Я сам! – И вы терпеливо ждете, пока непослушные детские пальчики зашнуруют ботинки.

- Я сам! – И малыш уверенно карабкается на папину стремянку.

- Я сам! Я сам! Я сам! – И мамино сердце замирает снова и снова.

            Все это происходит не только с вашим ребенком, но и с абсолютным большинством трехлетних детей. Есть даже научное определение этому поведению – «Кризис 3 лет» или кризис «Я сам!» (возраст от 2,5 до 3,6 лет).

            Родителям может казаться, что ребенок стал капризным, агрессивным, упрямым, что он сознательно рвет те связи, что существовали до сих пор между ним и его близкими.

            «Кризис 3 лет» - это кризис социальный, и его целью является перестройка отношений с окружающими, если хотите, завоевание своего социального статуса ребенком. Ваш малыш уже осознает себя самостоятельным. Возрастные перемены редко проходят незамеченными, но, к сожалению, они чаще вызывают раздражение, чем понимание. Матери легче одеть ребенка самой, чем ждать, пока он застегнет пуговицы, зашнурует ботинки. Стремление к самостоятельности в этом возрасте можно подавить без особых усилий. Что для этого нужно? Почаще повторять: «Ты не сможешь! Нельзя! У тебя ничего не получится! Ты сломаешь! Ты разобьешь! От твоей помощи только хуже! Ты всегда все портишь!». И, наконец, самый железный аргумент: «Ты еще маленький!»

            Все! Самостоятельности больше нет! Лет на 10 – точно, при своевременной «профилактике» - на всю жизнь.

            Вас радует такая перспектива? Если «Да» - предлагаю дальше не читать. Если «Нет!» - переходим к главному.

            Психологи утверждают, что на протяжении всей своей жизни человек проходит через определенные этапы или кризисы, которые и формируют его личность. У каждого кризиса своя цель – это может быть формирование доверия к миру (первые месяцы жизни), формирование самосознания (подростковый возраст), и т.д. Если что-то помешало человеку добиться цели, то через всю жизнь он пронесет, например, недоверие к миру (если не приобрел доверия к миру в первые месяцы жизни).

            Что же формируется в 3 года? Если ребенку повезет - инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, трудолюбие. Если не повезет – неуверенность, страх социальной оценки, инертность, лень, патологические привычки.

           Мы хотим, чтобы вашему ребенку повезло, а потому возьмем на себя смелость дать некоторые советы:

 

  • Поощряйте любые попытки освоить трудовую деятельность (мыть посуду, подметать, чистить картошку и т.д.).
  • Позволяйте доводить начатое дело до конца, чего бы вам это ни стоило.
  • Приобщайте малыша к совместному труду.
  • Оценивайте не ребенка, а его поступки (не «ты – неряха», а «ты сделал неаккуратно»).
  • Хвалите не только за результат (например, застегнутые пуговицы), но и за попытку сделать что-нибудь.
  • Сами приобщайтесь к детской игре.
  • Развивайте сюжетно-ролевую игру (пусть ребенок будет парикмахером, врачом, мамой, папой и т.д.). Значение игры в этом возрасте переоценить невозможно. Вы никогда не добьетесь эмоционального контакта, только обслуживая физиологические потребности ребенка (одеть, обуть, накормить), но у вас появятся шансы все изменить, если будете уделять совместной игре хотя бы полчаса времени.
  • Помните! Ваши слова не должны расходиться с поступками.
  • Ребенок не может быть одинаково и послушным, и самостоятельным! Вам придется делать выбор в пользу чего-то одного.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Ваши дети из раннего детства перешли в дошкольное. За прошлый  год они здорово подросли, повзрослели, поумнели. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего малыша ребенок превращается в относительную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

Особенно важным и в то же время своеобразным можно назвать возраст 3-4 лет. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

Начиная с 3 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению – это сверстник. Общение со сверстником имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым.

1-я отличительная чертабольшое разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок спорит с ними, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстниками впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование. Если взрослые до конца дошкольного возраста остаются в основном источником оценки, новой информации и образцов действия, то по отношению к сверстникам ребенок решает совсем другие коммуникативные задачи: управляет действиями партнера, контролирует их выполнение, оценивает поведение, навязывает собственный образец, постоянно сравнивает с собой.

2-я отличительная чертачрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения. Дети втрое чаще одобряют ровесников и в девять раз чаще вступают с ними в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.

3-я отличительная чертанестандартность и нерегламентированность средств общения. В общении со взрослым ребенок придерживается определенных форм поведения, то в отношениях м/у собой ведут себя раскованно, ненормированно, принимают причудливые формы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы. Это позволяет ребенку проявить свою оригинальность и свое самобытное начало.

4-я отличительная черта – преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться своими успехами, умеет критически оценивать результаты своего труда.  Формируется способность к целеполаганию: ребенок может более четко представить ожидаемый результат («Буду рисовать зайчика»), сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно - действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно - образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто» (например, палочка может быть и градусником, и ложкой, и телефоном и т.п. или же, сидя на коврике, ребенок «как будто» едет в машине, плывет на корабле, и т.п.).

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослых. Большое значение в развитии воображения играет личный опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью ребенка, было интересно и эмоционально окрашено. Поэтому, при заучивании стихов, чтении сказок необходимо помочь ребенку сформировать нужный образ (через прямой показ взрослым нужного движения, например, «идет бычок, качается…» (Что такое «качается?» и как это выглядит со стороны?), выражения лица (мимика), громкости голоса (интонации) и т.д.) Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Поэтому, на проведение  одной игры, чтение, продуктивную деятельность у вас уйдет не более 10-15 минут.

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки – «мокриться»). На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям (в частности, детям группы, воспитателям), очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

И главное, любите своего ребенка таким, каков он есть. А если вас тревожит какая-то проблема  в отношении своего ребенка, спросите себя: «Что можно предпринять, чтобы решить ее?» Потом приступайте к делу, и смело доверьтесь ходу развития событий.

СКАНДАЛ ПО ВСЕМ ПРАВИЛАМ 

или как справиться с детской истерикой

 Каждый взрослый иногда сталкивался с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются. В такой ситуации, когда на вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Как быть?

1.          Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребенка.

Задумайтесь над причиной истерики ребенка:

- ребенку не хватает вашего внимания, и он таким способом стремится завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто используется и во взрослой жизни);

- ребенок манипулирует вами, он привык таким образом добывать все, что он хочет.

         Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоится.

         Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия. Ребенок устал, хочет спать, он голоден: искорените причину и истерика пройдет.

2.          Если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребенок набирает воздух, чтобы огласить окрестности новыми криками, и очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую-нибудь захватывающую историю.

3.          Можно попытаться взять ребенка на руки, прижать к себе и ждать, когда все закончится, выражая свое сочувствие, желательно одной часто повторяющейся фразой.

4.          Главное средство от истерик – не впадать в такое же неистовство. Пытайтесь сохранять спокойствие, выражайте свое сочувствие ребенку: «Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить тебе…», «Я знаю, как это обидно»; «Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло» и т.д.

Ребенок не услышит вас с первого раза, но повторив эту фразу 20 раз, вы достучитесь до вашего малыша и он будет благодарен вам, что вы не дали волю своим чувствам (а как хотелось!). Поговорите с ребенком, выясните причины его поведения.

5.          Дети 3-5-ти лет вполне способны понять логичные объяснения взрослых. Пора учить ребенка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло.

Конечно, объяснить что-либо громко кричащему ребенку очень трудно.

6.          По возможности забудьте, что на вас смотрят: эти люди и сами не раз попадали в такую ситуацию.

7.          Когда буря грянула, не корите себя, не обвиняйте ребенка, его (бабушкин, дедушкин, папин, мамин, тетин) характер.

Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как он сам себя.

 Вывод: чаще беседуйте с ребенком о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра « Какой игрушки не хватает?»

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек.  Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только поменять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игра «Что слышно?»

Цель: развитие произвольного внимания, устойчивости.

Возраст: с 3 лет.

1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2 вариант: по сигналу ведущего,  внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

 Игра «Найди такой же»

Цель: развитие произвольного внимания

Возраст: с 3 лет

Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать  с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

 Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 3 лет.

 Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется, спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7, можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Игра «Карлики и великаны»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 3 лет.

 

Детям предлагается по команде «карлики» присесть, по команде «великаны» - встать.