РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок происходит дифференциация представления ребенка о себе, как о Я-реальном и Я-идеальном (Например, "я могу" и "я не умею").
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника. У ребенка активно развиваются:
- восприятие окружающего мира
- внимание (все свойства внимания: концентрация – способность сосредоточиться на одном или нескольких объектах; распределение – возможность одновременно совершать разные действия и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из поля зрения; объем – способность сознания ребенка охватывать одновременно большое количество объектов в данный момент (до 10 предметов); переключение – способность осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой, быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой; самоконтроль – выполнение задания с требуемым образцом и способность оценить свой результат). Развиваются произвольность и волевые качества, которые позволяют ребенку преодолевать определенные трудности. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
- память – слуховая, зрительная, опосредованная;
- мышление – понятийное мышление, мыслительные процессы как сравнение, умозаключения, закономерности, классификация, пространственное мышление. Дети проявляют интерес к арифметике и чтению; уже могут решать простые задачки на сложение и вычитание;
- воображение – в словесном и продуктивно творчестве;
- речь – формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи, словарного запаса; развитие связной речи.
У детей активно развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. К 5-ит годам недостатки воспитания (раздражительность, агрессивность, сквернословие, плаксивость, лень и пр.) ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других. (Например: девочка во время прогулки сильно испачкалась, а когда за ней пришла мама, то сказала, что ее толкнула другая девочка.)
Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем родителей, так как именно в общении с родными взрослыми ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует правила и нормы поведения. Помните, что ребенка учат не слова (инструкции, наставления), а прямые примеры поведения родных людей.
Особое внимание уделяйте личностному общению. Общайтесь со своими детьми на самые разные темы; читайте, обсуждайте прочитанное или увиденное, делитесь своими впечатлениями и каждый раз спрашивайте у ребенка, а что он думает по тому или иному вопросу. Во-первых, вы, таким образом, значительно расширите кругозор своего ребенка, улучшите его познавательную, мыслительную и речевую активность. Во-вторых, дадите образец правильной грамотной связной и монологической речи. В-третьих, вы научитесь лучше понимать друг друга, а это так важно в преддверии школьного обучения.
Играйте в самые разные игры, каждый день читайте, беседуйте, наблюдайте, развивайте ручную умелость (учите завязывать шнурки, правильно держать карандаш, пользоваться ножницами и иголкой). Помните, что старшая группа – это первый этап подготовки к школьному обучению. Искренне желаю успехов вам и вашим детям!
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
− Называет самые разные предметы, которые окружают его в помещении, на улице; знает их назначение, называет свойства и качества.
− Проявляет интерес к предметам и явлениям, которые не имел возможности видеть.
− Умеет рассказывать о своем городе (поселке, селе).
− Наблюдает за растениями, животными, птицами, рыбами; не рвет, не ломает растения, бережно относится к живым существам.
− Определяет, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, форму, величину).
− Считает до 10 (количественный счет), отвечает на вопрос «Сколько всего?».
− Сравнивает две группы путем соотнесения предметов (составления пар).
− Раскладывает 8-10 предметов разной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем/убывающем порядке; рассказывает о величине каждого предмета в ряду.
− Различает и называет круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, овал; шар, куб, цилиндр; знает их характерные отличия.
− Знает и называет цвета радуги и оттенки цветов.
− Определяет направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
− Различает левую и правую руки, находит предметы с левой и правой стороны и т.д.
− Определяет части суток, дни недели, времена года. Знакомится с часами.
− Называет любимые книги, сказки, может рассказать несколько стихов.
− С помощью взрослого инсценирует небольшие сказки.
− Пытается осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился?», «А как бы ты поступил в этой ситуации?» и др.
− Рисует несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета; использует разные материалы: карандаши, краски (гуашь, акварель), фломастеры, цветные мелки и др.
− Рисует человека (голова, глаза, нос, рот, уши, волосы; шея, туловище, руки, ноги; одежда и обувь).
− Закрашивает рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении, старается не выходить за пределы контура.
− Лепит из глины, пластилина, соленого теста, используя различные приемы (прищипывание, вытягивание, сглаживание).
− Правильно держит ножницы и режет ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезает круг из квадрата, овал – из прямоугольника, срезая и закругляя углы.
− Из цветной бумаги самостоятельно вырезает и аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящих из нескольких частей (букет, машина, дом, птичка, дерево и т.д.).
− Составляет узоры из геометрических фигур, орнаменты.
− Сгибает прямоугольный лист бумаги пополам. Умеет складывать самолет и лодочку.
− Конструирует по собственному замыслу из бросового материала.
− Знает несколько песен наизусть, узнает песни по мелодии; выполняет движения, отвечающие характеру музыки.
− Играет на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке
Игровые действия
− Совершенствуется умение объединяться в игре, распределять роли, придерживаться выбранной роли и доводить игру до конца.
− Дети согласовывают действия друг с другом, начинают считаться с интересами товарищей.
− Разыгрывают несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).
− Осваивают настольно-печатные игры с правилами.
Социально-эмоциональное развитие
− Содержание общения ребенка со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации. Ведущим становится познавательный мотив.
− Формируется потребность в уважении со стороны взрослого. Повышается обидчивость на замечания.
− Взаимоотношения со сверстниками избирательны (предпочтение одних детей другим); появляются постоянные партнеры по играм.
− Появляются конкурентность, соревновательность.
Бытовые навыки
− Совершенствуются навыки аккуратного приема пищи: пищу берет понемногу, хорошо пережевывает, ест бесшумно, правильно пользуется столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полощет рот после еды.
− При кашле и чихании отворачивается, прикрывает рот и нос, пользуется носовым платком.
− Самостоятельно одевается, раздевается, аккуратно складывает и вешает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.
− Ходит и бегает, соблюдая правильную технику движений.
− Лазает по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезает с одного пролета на другой.
− Ползает разными способами.
− Прыгает на одной и двух ногах; в длину с места на расстояние не менее 70см, через скакалку.
− Ловит мяч с расстояния до 1,5 м; метает предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд, подбрасывает и ловит мяч не менее 5 раз подряд.
− Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.
− Скользит самостоятельно по ледяным дорожкам (5 м).
− Ходит на лыжах скользящим шагом. ·
− Катается на роликах, двухколесном велосипеде, выполняет повороты направо, налево.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Упражнение на развитие зрительного внимания
Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности
Возраст: с 5лет.
1. закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь
2. закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
3. не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.
4. сидя с закрытыми глазами в течение 2-х минут, перечисляй, все звуки, которые ты будешь слышать.
Игра «Будь внимателен к словам»
Цель: развитие устойчивости внимания
Возраст: с 5 лет
Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.
Игра «Слово заблудилось»
Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.
Возраст: с 5 лет
Взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.
На полу из плошки молоко пьет ложка.
На поляне у дубочка собрала кусочки дочка.
Вкусная сварилась Маша. Где большая крошка наша.
На дворе большой мороз, отморозить можно хвост.
Испеки мне утюжок! – просит бабушку крючок.
Игра «Художник»
Цель: развитие наблюдательности, объема запоминания.
Возраст: с 5 лет.
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет.
Подвижная игра «Воробушки и автомобили»
Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.
Возраст: с 5лет
Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили», другие «воробушек». Ведущий подает сигнал «автомобиля» - гудок, «воробушки» - летите. По своему сигналу воробушки и автомобили выходят из домиков и бегают. Ведущий следит, чтобы «воробушки» - во время прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лапки.
Игра «Детектив»
Цель: развитие внимания, наблюдательности.
Возраст: с 5 лет.
Дети разбиваются по парам, встают лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно изучают внешность друг друга. После этого поворачиваются спиной друг другу и по очереди громко описывают внешность друг друга.
Игра «Найди ошибки»
Цель: развитие устойчивого внимания, критичности познавательной деятельности.
Возраст: с 5 лет.
Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5- 6 ошибок. Например, на картинке, изображающей детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т.п. Содержание картинки и допущенные ошибки д.б. понятны малышу, чтобы усложнить игру, сделайте ошибки более заметны.
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие внимания, умение узнавать предмет по описанию.
Возраст: с 5 лет.
Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.
Игра- упражнение «Сравни предметы»
Цель: развитие концентрации внимания.
Возраст: с 5 лет
Пред ребенком ставятся 2 игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем чем отличаются друг от друга. Например: мишка и зайчик. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же рекомендуем сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки.
Подвижная игра « Платочек»
Цель: развитие внимание, быстроты реакции
Возраст: с 5 лет
Дети встают в круг. Водящий ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг. Если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что он проиграл. Если он заметит платочек, то должен догнать водящего и осадить. Если это удается водящий остается прежний. Если нет – водит другой.
Игра «Да» и «Нет» не говорить, черное и белое не носить»
Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля.
Возраст: с 5 лет.
Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да - нет», «черное - белое». Взрослые задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки играющие меняются местами.
Игра «Броуновское движение»
Цель: развитие внимания и самоконтроля
Возраст: с 5 лет.
Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой и ногой.
Игра «Менялки»
Цель: развитие активного внимания
Возраст: с 5 лет.
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те, у кого (светлые волосы, темные глаза). После этого, имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий должен занять место (свободное). Кто остался без стула, становится ведущим.
Вариант «Менялки игрушек»
Водящий стоит спиной и считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Задача водящего угадать, кто с кем поменялся игрушками.
Игра «Колпак мой треугольный»
Цель: развитие активного внимания
Возраст: с 5лет
Играющие, сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего произносят по одному слову из фразы.
"Колпак мой треугольный
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный
То это не мой колпак"
По кругу фразы повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестами (например: 2 хлопка ладошкой по своей голове)
В следующий раз, уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу, играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами.