РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

            Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок происходит дифференциация представления ребенка о себе, как о  Я-реальном и Я-идеальном (Например, "я могу" и "я не умею").

         К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок  стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника. У ребенка активно развиваются:

- восприятие окружающего мира

- внимание (все свойства внимания: концентрация – способность сосредоточиться на одном или нескольких объектах; распределение – возможность одновременно совершать разные действия и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из поля зрения; объем – способность сознания ребенка охватывать одновременно большое количество объектов в данный момент (до 10 предметов); переключение – способность осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой, быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой; самоконтроль – выполнение задания с требуемым образцом и способность оценить свой результат). Развиваются произвольность и волевые качества, которые позволяют ребенку преодолевать определенные трудности. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

 - память – слуховая, зрительная, опосредованная;

- мышление – понятийное мышление, мыслительные процессы как сравнение, умозаключения, закономерности, классификация, пространственное мышление. Дети проявляют интерес к арифметике и чтению; уже могут решать простые задачки на сложение и вычитание;

 - воображение – в словесном и продуктивно творчестве;

- речь – формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи, словарного запаса; развитие связной речи.

У детей активно развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. К 5-ит годам недостатки воспитания (раздражительность, агрессивность, сквернословие, плаксивость, лень и пр.) ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других. (Например: девочка во время прогулки сильно испачкалась, а когда за ней пришла мама, то сказала, что ее толкнула другая девочка.)

         Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем родителей, так как именно в общении с родными взрослыми ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует правила и нормы поведения. Помните, что ребенка учат не слова (инструкции, наставления), а прямые примеры поведения родных людей.

         Особое внимание уделяйте личностному общению. Общайтесь со своими детьми на самые разные темы; читайте, обсуждайте прочитанное или увиденное, делитесь своими впечатлениями и каждый раз спрашивайте у ребенка, а что он думает по тому или иному вопросу. Во-первых, вы, таким образом, значительно расширите кругозор своего ребенка, улучшите его познавательную, мыслительную и речевую активность. Во-вторых, дадите образец правильной грамотной связной и монологической речи. В-третьих, вы научитесь лучше понимать друг друга, а это так важно в преддверии школьного обучения.

 

         Играйте в самые разные игры, каждый день читайте, беседуйте, наблюдайте, развивайте ручную умелость (учите завязывать шнурки, правильно держать карандаш, пользоваться ножницами и иголкой). Помните, что старшая группа  – это первый этап подготовки к школьному обучению.  Искренне желаю успехов вам и вашим детям!


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ  

    Называет самые разные предметы, которые окружают его в помещении, на улице; знает их назначение, называет свойства и качества.

    Проявляет интерес к предметам и явлениям, которые не имел возможности видеть.

    Умеет рассказывать о своем городе (поселке, селе).

    Наблюдает за растениями, животными, птицами, рыбами; не рвет, не ломает растения, бережно относится к живым существам.

    Определяет, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, форму, величину).

    Считает до 10 (количественный счет), отвечает на вопрос «Сколько всего?».

    Сравнивает две группы путем соотнесения предметов (составления пар).

    Раскладывает 8-10 предметов разной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем/убывающем порядке; рассказывает о величине каждого предмета в ряду.

    Различает и называет круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, овал; шар, куб, цилиндр; знает их характерные отличия.

    Знает и называет цвета радуги и оттенки цветов.

    Определяет направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).

    Различает левую и правую руки, находит предметы с левой и правой стороны и т.д.

    Определяет части суток, дни недели, времена года. Знакомится с часами.

    Называет любимые книги, сказки, может рассказать несколько стихов.

    С помощью взрослого инсценирует небольшие сказки.

    Пытается осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился?», «А как бы ты поступил в этой ситуации?» и др.

    Рисует несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета; использует разные материалы: карандаши, краски (гуашь, акварель), фломастеры, цветные мелки и др.

    Рисует человека (голова, глаза, нос, рот, уши, волосы; шея, туловище, руки, ноги; одежда и обувь).

    Закрашивает рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении, старается не выходить за пределы контура.

    Лепит из глины, пластилина, соленого теста, используя различные приемы (прищипывание, вытягивание, сглаживание).

    Правильно держит ножницы и режет ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезает круг из квадрата, овал – из прямоугольника, срезая и закругляя углы.

    Из цветной бумаги самостоятельно вырезает и аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящих из нескольких частей (букет, машина, дом, птичка, дерево и т.д.).

    Составляет узоры из геометрических фигур, орнаменты.

    Сгибает прямоугольный лист бумаги пополам. Умеет складывать самолет и лодочку.

    Конструирует по собственному замыслу из бросового материала.

    Знает несколько песен наизусть, узнает песни по мелодии; выполняет движения, отвечающие характеру музыки.

    Играет на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке

Игровые действия

    Совершенствуется умение объединяться в игре, распределять роли, придерживаться выбранной роли и доводить игру до конца.

    Дети согласовывают действия друг с другом, начинают считаться с интересами товарищей.

    Разыгрывают несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).

    Осваивают настольно-печатные игры с правилами.

Социально-эмоциональное развитие

    Содержание общения ребенка со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации. Ведущим становится познавательный мотив.

    Формируется потребность в уважении со стороны взрослого. Повышается обидчивость на замечания.

    Взаимоотношения со сверстниками избирательны (предпочтение одних детей другим); появляются постоянные партнеры по играм.

    Появляются конкурентность, соревновательность.

Бытовые навыки

    Совершенствуются навыки аккуратного приема пищи: пищу берет понемногу, хорошо пережевывает, ест бесшумно, правильно пользуется столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полощет рот после еды.

    При кашле и чихании отворачивается, прикрывает рот и нос, пользуется  носовым платком.

    Самостоятельно одевается, раздевается, аккуратно складывает и вешает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.

 Физическое развитие

    Ходит и бегает, соблюдая правильную технику движений.

    Лазает по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезает с одного пролета на другой.

    Ползает разными способами.

    Прыгает на одной и двух ногах; в длину с места на расстояние не менее 70см, через скакалку.

    Ловит мяч с расстояния до 1,5 м; метает предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд, подбрасывает и ловит мяч не менее 5 раз подряд.

    Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.

    Скользит самостоятельно по ледяным дорожкам (5 м).

    Ходит на лыжах скользящим шагом. ·     

 

    Катается на роликах, двухколесном велосипеде, выполняет повороты направо, налево.


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Упражнение на развитие зрительного внимания

Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности

Возраст: с 5лет.

1.                 закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь

2.                 закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.

3.                 не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

4. сидя с закрытыми глазами в течение 2-х минут, перечисляй, все звуки, которые ты будешь слышать.

 Игра «Будь внимателен к словам»

Цель: развитие  устойчивости внимания

Возраст:  с 5 лет

Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.

 Игра «Слово заблудилось»

Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.

Возраст: с 5 лет

Взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.

На полу из плошки молоко пьет ложка.

На поляне у дубочка собрала кусочки дочка.

Вкусная сварилась Маша. Где большая крошка наша.

На дворе большой  мороз, отморозить можно хвост.

Испеки мне утюжок! – просит бабушку крючок.

 Игра «Художник»

Цель: развитие наблюдательности, объема запоминания.

Возраст: с 5 лет.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет.

Подвижная игра «Воробушки и автомобили»

Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.

Возраст: с 5лет

Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили», другие «воробушек». Ведущий подает сигнал «автомобиля» - гудок, «воробушки» - летите. По своему сигналу воробушки и автомобили выходят из домиков и бегают. Ведущий следит, чтобы «воробушки» - во время прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лапки.

 Игра «Детектив»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Возраст: с 5 лет.

Дети разбиваются по парам, встают лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно изучают внешность друг друга. После этого поворачиваются спиной друг другу и по очереди громко описывают внешность друг друга.

 Игра «Найди ошибки»

Цель: развитие устойчивого внимания, критичности познавательной деятельности.

Возраст: с 5 лет.

Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5- 6 ошибок. Например, на картинке, изображающей детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т.п. Содержание картинки и допущенные ошибки д.б. понятны малышу, чтобы усложнить игру, сделайте ошибки более заметны.

 Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие внимания, умение узнавать предмет по описанию.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы.  Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

 Игра- упражнение «Сравни предметы»

Цель: развитие концентрации внимания.

Возраст: с 5 лет

Пред ребенком ставятся 2 игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем чем отличаются друг от друга. Например: мишка и зайчик. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же рекомендуем сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки.

 Подвижная игра « Платочек»

Цель: развитие внимание, быстроты реакции

Возраст: с 5 лет

Дети встают в круг. Водящий ходит сзади  круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг. Если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что он проиграл. Если он заметит платочек, то должен догнать водящего и осадить. Если это удается водящий остается прежний. Если нет – водит другой.

Игра «Да» и «Нет» не говорить, черное и белое не носить»

Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да - нет», «черное - белое». Взрослые задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки играющие меняются местами.

Игра «Броуновское движение»

Цель: развитие внимания и самоконтроля

Возраст: с 5 лет.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой и ногой.

 Игра «Менялки»

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 5 лет.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те, у кого (светлые волосы, темные глаза). После этого, имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий должен занять место (свободное). Кто остался без стула, становится ведущим.

 Вариант «Менялки игрушек»

Водящий стоит спиной и считает до 10. В это время  некоторые играющие меняются предметами молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Задача водящего угадать, кто с кем поменялся игрушками.

 Игра «Колпак мой треугольный»

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 5лет

Играющие, сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего произносят по одному слову из фразы.

"Колпак мой треугольный

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный

То это не мой колпак"

По кругу фразы повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестами (например: 2 хлопка ладошкой по своей голове)

 

В следующий раз, уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу, играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами.