АГРЕССИВНОСТЬ

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

СТРАХИ

АГРЕССИВНОСТЬ

Опросник 1. Ребенок глазами взрослого

("Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста" под редакцией Л.М.Шипицыной)

Подчеркните, насколько важны ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка:

0 - нет проявления агрессивности, 1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда,

2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны. 

Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется агрессивность

Как часто наблюдается

Вегетативные признаки

• краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения

• облизывает губы в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Внешние проявления

 

 

• кусает губы в состоянии раздражения

• сжимает кулаки в состоянии раздражения

• сжимает губы, кулаки, когда обижают

• тревожное напряжение разрешается гневом

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

Длительность агрессии

• после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин.

• после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин.

01 2 3 4

 

01 2 3 4

 

Чувствительность к помощи взрослого

 

 

 

• помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией

• помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

• замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии

• замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии

• чувство неприязни к другим не корректируется извне

01 2 3 4

 

0 1 2 3 4

01 2 3 4

 

01 2 3 4

 

0 1 2 3 4

Особенности отношения к собственной агрессии

• ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно

• ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые

0 1 2 3 4

 

01 2 3 4

 

Особенности проявления гуманных чувств

 

• стремится делать назло

• безразличие к страданиям других

• стремление причинить другому страдание

• у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

 

Реакция на новизну

 

• новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности

• в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции

01 2 3 4

 

01 2 3 4

 

Реакция на ограничение

• при попытке удержать яростно сопротивляется

0 1 2 3 4

Реактивность

(чувствительность к агрессии других)

• проявляет агрессивные реакции первым

• первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка

• проявляет агрессивные реакции на действия других

• толкается, когда обижают

 • бьет других, если ребенка случайно толкнули

01 2 3 4

0 1 2 3 4

 

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 34

Чувствительность к присутствию других

• щиплется на глазах у всех

• толкает сверстника на глазах у всех

• ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

 

Физическая агрессия, направленная на предмет

 

• может сломать постройку на глазах у всех

• ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку...

• ребенок может бросить предмет об стенку

• ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры

• отрывает руки, ноги кукле

01 2 3 4

01 2 3 4

 

01 2 3 4

01 2 3 4

 

01 2 3 4

Агрессия, направленная на сверстников

 

 

• толкает других детей в состоянии раздражения

• походя, ударяет встречных

• бьет других детей в состоянии раздражения

• ударяет детей и внезапно успокаивается

• стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)

• кусает других детей в состоянии раздражения

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

Агрессия невыраженной направленности

• агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.)

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве)

 

 

 

 

• бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки

• бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т. п.

• тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения

• в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком

• в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком

• царапает взрослого

• беспричинное недо6рожелательное отношение к члену семьи

• бьет больно ногой бабушку

01 2 3 4

 

0 1 2 3 4

 

01 2 3 4

 

01 2 3 4

 

0 1 2 3 4

 

01 2 3 4

0 1 2 3 4

 

01 2 3 4

 

• говорит обидные слова детям

• говорит обидные слова взрослым

 • говорит нецензурные слова детям

• говорит нецензурные слова взрослым

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

 Агрессивность в виде угрозы

• замахивается, но не ударяет другого

• пугает другого

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на себя

 

 

• просит себя стукнуть еще раз

• берет на себя вину за других

• рвет на себе волосы

• щиплет себя в состоянии раздражения

• кусает себя в состоянии раздражения

01 2 3 4

01 2 3 4

01 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на животных

• щиплет кошку

• выкручивает хвост кошке

• специально наступает на лапы собаке

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

Неупорядоченные проявления и дополнения

• плюется в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

 

Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка по результатам данной анкеты, следует сложить полученные баллы:

- уровень 1: от  0 до 65 баллов - вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладеет собственной агрессивностью;

- уровень 2: от 65 до 130 баллов - есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением;

- уровень 3: от 130 до 195 баллов - ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций;

- уровень 4: от 195 до 260 баллов - психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение; требуется медикаментозная помощь ребенку.

 

 Примечание. Патохарактерологические или патологические реакции - это кратковременные состояния дезадаптивного поведения, продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. имеют психогенное происхождение, возникают в ситуациях грубого ущемления интересов ребенка, оскорбления, обмана. причинами патологических протестных реакций в дошкольном возрасте являются конфликтные ситуации в семье (неправильное воспитание, ссоры между родителями, деспотизм одного из родителей, алкоголизм одного или обоих родителей, противопоставление детей в семье и т.д.).

АГРЕССИВНОСТЬ

Опросник 2. Виды, направленность, чувствительность к присутствию других 

     ("Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста" под редакцией Л.М.Шипицыной)  

Заполните таблицу ситуационно-личностными реакциями агрессивности у ребенка.

              0 - нет проявлений агрессивности.  1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда,

2 - часто,   3 -почти всегда, 4 - непрерывно. Дополните не достающие  реакции.

 

Агрессивность

Направленность (перенос)

Способ проявления

Вид и выраженность

На предметный (окружающий) мир

На другого (младших, сверстников, взрослого, живое)

 На себя

Скрытая (направленная на предметы, на другого, на себя)

Открытая (направленная на предметы, на другого, на себя)

Физическая агрессивность

Ломает игрушки, рвет книжки, бьет дверь ногой, бросает предметы об стенку и пр.

Толкается, кусается, бьет в лицо и по другим частям тела сверстников, взрослого, младших (сестру, брата) и др.

Царапает, щипает или кусает себя и пр.

Физическая агрессивность только когда не видят другие

Физическая агрессивность на глазах у детей или взрослых

Никогда

0

0

0

0

0

Иногда

1

1

1

1

1

Часто

2

2

2

2

2

Почти всегда

3

3

3

3

3

Всегда

4

4

4

4

4

Словесная (вербальная) агрессивность

Недоволен всем, говорит: "Кукла плохая", "Мишка - злой"

Говорит обидные слова; не цензурные слова другим детям или взрослым

Говорит про себя: "Я плохой", "Я с собой что-нибудь сделаю"

Словесная агрессия, только когда не видят другие

Словесная агрессия на глазах у детей или взрослых

Никогда

0

0

0

0

0

Иногда

1

1

1

1

1

Часто

2

2

2

2

2

Почти всегда

3

3

3

3

3

Всегда

4

4

4

4

4

АГРЕССИВНОСТЬ РЕБЕНКА

А вот еще один простенький, но, на удивление, правдивый тест.

Поставьте любой знак в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания.

Ребенок

Часто

Редко

1. Спорит, ругается со взрослыми

 

 

2. Теряет контроль над собой

 

 

3. Винит других в своих ошибках

 

 

4. Завистлив, мстителен

 

 

5. Сердится и отказывается что-либо сделать

 

 

6. Специально раздражает людей

 

 

7. Отказывается подчиняться правилам

 

 

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их.

 

 

Сосчитайте количество ответов «да».

 

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным. 


ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: СИМПТОМАТИКА

("Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста". Под редакцией Л.М.Шипицыной)

Американские психологи считают, что гиперактивные дети проявляют в своем поведении следующие симптомы:

НЕВНИМАНИЕ

1.     Имеет незаконченные проекты.

2.     Отличается нарушением устойчивого внимания.

3.     Ребенок слышит, когда к нему обращаются, но не может сфокусировать себя.

4.     С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

5.     Имеет трудности в организации.

6.     Часто теряет вещи.

7.     Избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий.

8.     Часто бывает забывчив.

СВЕРХАКТИВНОСТЬ

1.     Ерзает на стуле.

2.     Проявляет беспокойство (барабанит пальцами, двигается в коесле, трудно неподвижно сидеть, бегает, забирается куда-либо).

3.     Спит намного меньше, даже в младенчестве.

4.     Находится в постоянном движении (с "мотором").

5.     Очень говорлив.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

1.     Отвечает до того, как его спросят.

2.     Не способен дождаться своей очереди.

3.     Часто вмешивается, прерывает, не может ждать.

4.     Плохо сосредоточивает внимание.

5.     Импульсивен, не может отложить вознаграждение.

6.     Не может регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. Хочет СЕЙЧАС  - ломает правило.

7.     Имеет большую вариативность выполнения заданий (на некоторых занятиях спокоен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных моментов, воспитатель (родитель) может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок является гиперактивным. 

 

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

("Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста". Под редакцией Л.М.Шипицыной)

Анкета для родителей

В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у вашего ребенка?

Появились ли у ребенка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только  ответ "Да" - 1 балл или ответ "Нет" - 0 баллов.

 

Признаки

Баллы

1

Совершает суетливые движения руками и ногами или сидя на стуле, извивается

 

2

С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо занятий

 

3

Легко отвлекается на посторонние стимулы

 

4

С трудом ожидает очереди для вступления в игру

 

5

Отвечает на вопросы, не подумав и раньше, чем вопрос будет закончен

 

6

С трудом исполняет инструкции других

 

7

С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях

 

8

Часто переключается с одного незаконченного дела на другое

 

9

Во время игр беспокоен

 

10

Часто чрезмерно разговорчив

 

11

В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является мишенью

 

12

Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей

 

13

Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в группе (игрушки, карандаши и пр.)

 

14

Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице "без оглядки")

 

Общее число баллов

 

Если общее число баллов 8 и более, вам необходимо показать ребенка специалисту.

 

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

("Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста". Под редакцией Л.М.Шипицыной)

 Анкета для педагога

В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ребенка?

Проставьте соответствующие цифры: 0 - отсутствие признака, 1 - присутствие в незначительной степени, 2 - присутствие в умеренной степени, 3 присутствие в выраженной степени.

 

Признаки

Баллы

1

Беспокоен, извивается, как уж

 

2

Беспокоен, не может оставаться на одном месте

 

3

Требования ребенка должны выполняться немедленно

 

4

Задевает, беспокоит других детей

 

5

Возбудимый, импульсивный

 

6

Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени

 

7

Не заканчивает работу, которую начинает

 

8

Поведение ребенка требует повышенного внимания педагога

 

9

Не старателен в продуктивной деятельности

 

10

Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив)

 

Общее число баллов

 

Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более баллов для мальчиков,

вам необходимо показать ребенка специалисту


 

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

"СТРАХИ В ДОМИКАХ" (А.И.Захаров, М.Панфилова)

 

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
          Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".
           Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
           После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
           Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".
Ты боишься:

1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то детей;
7. каких-то людей;
8. мамы или папы;
9. того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу);


Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

  медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;

  страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

  страх смерти (своей);

  боязнь животных ;

  страхи сказочных персонажей;

  страх темноты и кошмарных снов;

  социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

  пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния
                Так, присущие детям средней группы (4-5 лет), наиболее выраженные страхи:

выраженные страхи

у девочек

у мальчиков

страх одиночества

в 100% случаев

90%

страх смерти родителей

100%

70%

страх умереть

100%

30%

страх родителей

60%

90%

страх снов

100%

80%

страх войны

70%

90%

страх темноты

90%

60%

страх перед животными

90%

70%

страх чудовищ

40%

60%

страх высоты

70%

40%

страх глубины

30%

30%

страх замкнутого пространства

30%

40%

страх огня и пожара

100%

70%

страх перед врачами

20%

20%

страх крови

50%

30%

страх перед уколами

50%

30%

страх боли

40%

50%

страх резких звуков

30%

30%

                              Для детей подготовительной группы (5-7 лет ) характерны такие страхи:

выраженные страхи

у девочек

у мальчиков

страх перед нападением

70%

90%

страх умереть

100%

50%

страх смерти родителей

100%

60%

страх перед папой и мамой

90%

90%

страх наказания

70%

100%

страх чудовищ

50%

80%

страх глубины

90%

40%

страх перед стихией

80%

60%

страх высоты

90%

40%

страх пожара

100%

60%

боязнь врачей и боли

80%

50%

боязнь крови

100%

20%

боязнь уколов

90%

40%

страх перед неожиданными звуками

100%

60%

страх темноты

60%

40%

страх увидеть страшные сны

70%

40%

страх замкнутого пространства

70%

20%

страх войны

70%

60%

страх огня

60%

60%

страх больших улиц

20%

20%

               Таблица 1. Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

Возраст в годах

Число страхов

Возраст в годах

Число страхов

 

Мальчики

Девочки

 

Мальчики

Девочки

3

9

7

9

7

10

4

7

9

10

7

10

5

8

11

11

8

11

6

9

11

12

7

8

7*

9

12

13

8

9

7**

6

9

14

6

9

8

6

9

15

6

7

* Дошкольники.

** Школьники.

 

Таблица 2. Распределение (%) страхов у детей и подростков

Страх

Мальчики

Девочки

 

дошкольники

школьники

дошкольницы

школьницы

Боли

32

18

35

25

Уколов

25

8

31

9

Крови

18

11

19

17

Врачей

16

10

15

14

Болезней

27

29

34

29

Неожиданных звуков

28

28

40

37

Нападения

43

39

57

64

Транспорта

15

9

17

12

Огня

34

21

49

39

Пожара

49

49

58

68

Стихии

37

39

44

50

Войны

44

77

65

86

Смерти

47

55

70

60

Смерти родителей

53

93

61

95

Животных

35

23

48

28

Сказочных персонажей

40

4

55

6

При засыпании

11

3

15

7

Темноты

26

8

14

14

Страшных снов

11

14

39

94

Людей

27

28

29

49

Родителей

8

4

7

4

Наказания

24

12

26

12

Опоздать

18

44

25

53

Одиночества

19

6

27

13

Высоты

26

23

31

27

Глубины

41

17

51

36

Воды

10

4

11

6

Замкнутого пространства

10

6

14

11

Площадей

14

4

18

6