ОСОБЕННОСТИ

 РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Download
В семье ребенок-дошкольник с речевой пат
Adobe Acrobat Document 338.3 KB

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

      Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

   Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе всей жизни человека и служит показателем его общего развития.

      Различают 2 формы речи:

 1.Внешняя. Это устная (монолог, диалог) и письменная речь.

 2.Внутренняя. Это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы.

     Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у дошкольника происходит неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом. При недоразвитии речи возникают нарушения письма различной тяжести.

     Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.

   Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом, без специального обучения, отстают в развитии словесно – логического мышления.

    Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

   Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:

     ·        выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);

     ·        агрессивность, драчливость, конфликтность;

     ·        повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;

   ·        чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;

     ·        энурез (недержание мочи);

     ·        онанизм;

     ·        повышенную обидчивость, ранимость;

     ·        склонность к болезненному фантазированию.

 

   Проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры нарушения. Предупреждение речевых нарушений способствует гармоничному развертыванию творческих сил личности, устраняет препятствия для приобретения знаний.

 

 

Download
Развитие речи детей 4-5 лет .pdf
Adobe Acrobat Document 177.5 KB
Download
Развитие речи детей 5-6 лет.pdf
Adobe Acrobat Document 261.4 KB
Download
Развитие речи реб. 6-7 лет .pdf
Adobe Acrobat Document 161.9 KB

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  По дороге в садик побеседуйте с ребенком:

Что делают люди? (идут, стоят, бегут, выходят, заходят и т.д.);

Какие деревья? Дома? (высокие - низкие, большие - маленькие);

По какой дорожке идём? (узкая - широкая, длинная - короткая);

Какая погода? (холодная - теплая, солнечная - пасмурная, сухая - дождливая);

Как светит солнышко? (припекает - не греет);

Когда приходим в садик (утром), а уходим? (вечером);

Как идём в садик? (выходим из дома, проходим через дорогу, заходим в автобус и т.д.);

Как мы идём? (быстро - медленно);

Из чего сделана наша обувь? Одежда? (сапоги кожаные, кофта шерстяная, шапка меховая, варежки пуховые и т.д.).

 

В автобусе, в электричке поиграйте в игру:

"Скажи ласково" - я говорю про большой предмет, а ты про маленький (стул - стульчик, замок - замочек и т.д.);

"Скажи наоборот "(весёлый - грустный, старый - молодой и т.д.);

"Угадай, про что я говорю" (описывать какой - либо предмет). Например: "Он круглый, резиновый, если бросить об пол - скачет, любимая игрушка мальчишек";

"Посчитаем" (выгоны, колеса, окна) - правильно согласовывать числительное с существительным (4 колеса, 5 окон и т.д.).

 

На кухне:

Спрашивайте у ребенка: куда наливают чай? из чего едят суп?

Чем режут хлеб? из чего сварен суп? из чего сделали салат?

Попросите выложить из крупы (гречка, горох, бобы и т.д.) разные по величине и длине предметы (например, длинную - короткую ленту, круг и кружок и т.д.), можно использовать и спички со срезанной головкой;

 

Поиграйте в игру:

"Что можно резать, наливать, чистить, насыпать"

"Какой у нас сок?" (апельсиновый - из апельсина), варенье?" (из клубники - клубничное), суп? (гороховый, картофельный и т.д.);

Какие части есть у чашки? кастрюли? стола? стула? и т.д.

 

В выходные дни и в будние дни вечером поиграйте с ребенком в какую-либо из игр:

"Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем" (взрослый показывает определенное действие, а ребенок его угадывает и наоборот);

"Прятки"- спрятать предмет и немного описать, где он находится (под, в, на, между).

Ребенок, найдя предмет, должен сказать, где он был.

 

Аналогично игра "Холодно - тепло".

"Чего не стало "- выставлять несколько игрушек (5-7), назвать и запомнить их. Потом угадать, что спрятали или поменяли местами. Ребенок должен ответить правильно: нет мишки, машины.

"Что ты слышал" (угадывать с закрытыми глазами о проделанном действии).

"Шуточное письмо" - прочитать детям или придумать самостоятельно письмо с небылицами, дети должны исправить ошибки. Примерный текст:

"Здравствуй! Пишу тебе письмо из детского сада. Мне тут очень интересно. Все дети в тихий час гуляют, глазами жуют пищу, ушами смотрят, зубами ходят, ногами слушают, носом работают, руками нюхают"

"В деревне коровы лают, козы мычат, кузнечики гогочут, гуси стрекочут, кошки пищат и т.д."

"Угадай и нарисуй "- называть предмет по частям, характерным признакам, и ребёнок должен его угадать и нарисовать.

      Особое внимание уделяйте формированию звуковой культуры речи - к 5 годам ребенок слышит и правильно произносит все звуки русского языка. Скороговорки и чистоговорки – прекрасные упражнения для развития речи. Поиграйте с ребенком в «чистоговорки», например: Ва-ва-ва – высокая трава; Са-са-са – на носу сидит оса; Ра-ра-ра – на пути стоит гора; Ла-ла-ла – мусор убрала; Ша-ша-ша – наша каша хороша и т.д. Если ваш ребенок не выговаривает 1-2 звука – обращайтесь к логопеду за консультацией.


МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ

Диагностика и лечение задержки развития речи (ЗРР)

Моторная алалия – это недоразвитие или отсутствие речи, которое обусловлено органическим поражением головного мозга (корковых речевых центров), произошедшим в пренатальном периоде развития или у детей первых лет жизни. При этом ребенок понимает чужую речь, но не может воспроизводить ее самостоятельно. Данное патологическое состояние диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников. Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Причины алалии у детей

Причинами заболевания являются:

    механическое травмирование ребенка в утробе матери, при родах;

    осложненное течение беременности, сопровождающееся сильным токсикозом, хроническими заболеваниями женщины;

    патологически протекающая беременность с угрозой прерывания;

    скоротечные, затяжные роды;

    инфицирование плода, инфекционные болезни новорожденного, матери;

    наследственный фактор.

    К основным причинам развития моторной алалии относят патологии центра Брока и проводящих путей, к нему относящихся. Центр Брока – это участок коры головного мозга, который находится у правшей в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария мозга и обеспечивает моторную организацию речи.

    К факторам возникновения алалии относят и вмешательство хирургических, акушерских инструментов во время родов. В раннем возрасте болезнь ребенка могут провоцировать заболевания, приводящие к истощению центральной нервной системы. Частые вирусные поражения (грипп, ОРВИ), болезни эндокринной системы, неблагоприятность условий в социуме увеличивают риск недоразвития речи.

Диагностика задержки развития речи происходит в тот период, когда речь должна быть уже развита, то есть в три - четыре года, чаще всего такой диагноз ставится в тот период, когда упущено время для наверстывания и коррекции этого состояния. Поэтому родителям не стоит ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению речи надо уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания).

            Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.

Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла задержка развития.

·        Если проблема психологическая (недостаток внимания взрослых, нарушение внутрисемейных отношений, эмоциональная холодность родителей) то лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция речи. Родители должны уделять максимум внимания и вносить эмоциональный аспект в отношения с ребенком. Также должны проводиться занятия с логопедом и логопедом-дефектологом.

·        Если проблема неврологического характера, и задержка развития речи происходит в результате мозговых дисфункций, лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты ноотропного действия (ноотропил, цинаризин, кортексин, энцефабол и др.), их действие направлено на улучшение кровообращения мозга, на улучшение интегративной функции мозга.

·        Также задержка речевого развития неврологического характера лечится методом транскраниальной микрополяризации. Транскраниальная Микрополяризация назначается детям с диагнозом синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), поведенческими проблемами, задержкой речевого или психического развития. Участки головного мозга, отвечающие за развитие речи, подвергают воздействию постоянного электрического тока слабой силы (в 10 раз меньше чем при электрофорезе), это активизирует деятельность этих участков, нормализует развитие речи, а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и внимания).

·        Если у ребенка задержка развития речи вследствие нарушения слуха (глухота), то ребенка определяют в специализированный детский сад.

 Главные особенности коррекционной работы

·        Процесс в первую очередь направлен на формирование мотива, коммуникативного намерения, внутренней программы высказывания.

·        Уделяется внимание мелкой моторике: дети учатся раскрашивать, штриховать, играть с мозаикой, завязывать узелки и т. д.

·        Эффективным для развития речи у детей с алалией является использование ритмики и логоритмики. На этих занятиях музыка, речь и движение сочетаются в различных упражнениях и формируют речедвигательную деятельность. Также происходит развитие памяти и личностного развития детей.

·        Для активизации речи важна практика общения на доступном ребенку уровне: операции со словами (повтори, покажи, назови), фразами и фразовым материалом.

·        Важным считается развитие анализаторов – зрительного, слухового и тактильного.

·        Применять необходимо только игровую форму работы.

·        Обязательно использование наглядного материала: различной символики, материалов окружающей среды, картинок, сопровождения действий речью и т. д.

·        Воздействие должно быть направлено на общую систему речи, уточнение словаря, развитие фразовой и связной речи, постановку звуков.

 Процесс лечения очень длительный и требует хорошего знания данной патологии логопедом, который занимается коррекцией речи у ребенка. Чаще всего лечение проводят в специализированных детских садах и школах для детей с нарушением речи.

 

 


ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ-ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 

         Накопление знаний об окружающей действительности служит основой для формирования навыков речевого развития.

         Дети — маленькие исследователи и в ходе решения поисковых ситуаций они решают такие задачи, как:

  • выработка умения видеть проблему и ставить вопросы;
  • выдвигать собственные доказательства;
  • делать выводы из представленных фактов, устанавливая причинно – следственные связи событий, явлений;
  •    высказывать предположения и строить планы их проверки.

         А это требует хорошо сформированных познавательных психических процессов (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления).

         Для речи — доказательства имеется своя структура, определяющая порядок аргументов: во – первых, во – вторых …, и т.п.

         В рассуждениях часто приходится пользоваться сложными предложениями (сложноподчиненными), с помощью которых выражаются логические связи: если…, то; раз – значит; потому, что …; так как …; так что …, поэтому…

         Рассуждение заканчивается выводом, который строится с использованием принятых для этого случая грамматических средств: следовательно, значит, таким образом, поэтому и др. «Я думаю, я считаю и т.д.».

         При обучении доказательству можно использовать модель вопроса, определяющую структуру рассказа-рассуждения и соотношение его частей, и помогающую логически выстроить объяснения.

         Доказательной речью дети овладевают постепенно. Поэтому нужно создавать условия для необходимой речевой тренировки. А это достигается в разных видах деятельности.

Методика обучения детей доказательной речи

         Формирование речи происходит в общении со взрослыми и сверстниками. Важную роль при этом играет развивающая среда ребенка, обогащение которой происходит благодаря расширению центров деятельности, подбору познавательной литературы, наглядных пособий, игр, упражнений, вопросов поискового характера, проблемных ситуаций по темам общения.

         На этом этапе идет работа по обогащению, уточнению, активизации словаря на основе осведомленности ребенка об окружающей действительности. Поэтому особое внимание уделяется познавательному и речевому развитию.

         Дети отвечают на вопросы взрослого в ходе наблюдений, экспериментирования, игр, упражнений, рассматривания иллюстраций, предметов, явлений. При решении арифметических и логических задач дети поставлены перед необходимостью предполагать и доказывать свой ответ, правильность решения.

         Это же относится и к работе с загадками и пословицами, например, «объяснялки», когда ребенок должен проговорить, объяснить наиболее распространенные поговорки и пословицы (например, «утереть нос»«не на шутку рассердился»«протянуть руку помощи»«каждой вещи свое место»).

         В развитии образной и доказательной речи определенное место занимает работа с фразеологизмами (например, «спустя рукава»«золотые руки»«сломя голову» и т.п.); использование которых требует от ребенка размышлений по поводу их значения и использования.

         Задача взрослого помочь ребенку в формировании картины мира: рассуждать вместе с ним, задавать вопросы, помогающие ему осознать непосредственные события и явления. Например:

«Фонарей на улице много, и все равно они до конца не рассеивают темноту. А солнце одно, но когда оно светит, темнота исчезает. Почему?».

«Дождь начинается. Он будет долгим. Как вы считаете, почему?».

«Костя нечаянно уронил чашку, и она разбилась. Почему? А если кастрюля упадет на пол, она разобьется? Почему?»

«Почему тигр полосатый, лягушка зеленая, а заяц серый (белый)?»

         Дети доказывают свою точку зрения, грамматически правильно строя простые и сложные предложения.

         В обучении доказательности речи, рассуждению большую помощь оказывает книга Толстого Л.Н. «Откуда взялся огонь…?», в которую включены рассказы – рассуждения, например:

«Куда девается вода из моря?»

«Отчего в морозы трещат деревья?»

«Отчего потеют окна и бывает роса?»

«Отчего бывает ветер?»

«Откуда взялся огонь, когда люди не знали огня?»

«Отчего в темноте видно?» и др.

         После прочтения предложенных рассказов дети дают обоснование, доказывают причину описываемых событий, фактов, явлений.

         При составлении доказательного рассказа можно использовать методические рекомендации:

- Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо ставить перед ребенком конкретную цель: не просто ответить на вопрос, а обязательно доказать, что ответ правильный.

- Следует вызвать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов, доводов. Для этого можно организовать соревнование «Кто убедительнее докажет?»«Кто полнее и точнее объяснит?».

- Надо учить детей воспринимать предметы и явления во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых идет речь. Тогда доказательства будут более полными и обоснованными.

- Следует анализировать предметы и явления, помогая вопросами обратить внимание детей на характерные признаки и связи между ними.

- Необходимо давать образец и план доказательства. Это лучше всего делать с помощью последовательной постановки вопросов. Привычка вслушиваться в содержание вопроса, задания учит грамотно размышлять над предметом и разносторонне его оценивать.

         Рекомендуется давать детям такие задания: объясните смысл…, докажите что…, сделайте вывод…, покажите, как это связано…, объясните зачем…, что произойдет, если…, выберете то, что вам больше всего нравится и объясните почему…, если другая причина, объясните причину…

         Работа по формированию рассуждений обязательно предполагает тесную связь с родителями. Взрослому необходимо подобрать ряд вопросов, игр для совместного поиска ответа при решении обозначенных ситуаций и проблем. Например:

– «Доказать ответ, почему на морозе бутылка с водой лопается».

«Доказать, зачем нужны глаза, уши»

«Найти ответ, почему зимой идет снег, а летом дождь» и т.п.

 

         Ребята, которые учатся рассуждать, объяснять и доказывать, постепенно овладевают грамматически правильной речью, умением ставить вопросы, выявлять причинно-следственные связи и делать выводы.


Download
Послушный язычок. Конспект лог. мероприя
Adobe Acrobat Document 305.1 KB
Download
Картотека игр на развитие речевого дыхан
Adobe Acrobat Document 564.2 KB
Download
Как и зачем развивать межполушарное взаи
Adobe Acrobat Document 726.7 KB